2.2. Организация времени
Следующий основополагающий момент, на котором базируется урок, это – организация времени. Это прежде всего планирование последовательных этапов урока1, которые, как правило, сводятся к следующим трем:
Начало урока – подготовка учащихся к занятиям, формулировка цели урока, создание атмосферы общения.
Центральный этап урока – введение нового материала, его закрепление в ходе выполнения упражнений, речевая практика, работа с текстом.
Завершающий этап урока – подведение итогов, контроль, оценка работы, задание на дом.
Эти основные этапы можно и нужно детализировать как при подготовке к уроку, так и при анализе урока, на котором Вы присутствуете “пассивно”.
Рассмотрим подробнее, из чего состоит урок.
Организационный этап (1–2 мин) – приветствие, проверка присутствия, в зависимости от уровня учеников проверка и запись на доске даты, дня недели, времени.
Фонетическая разминка (2–3 мин) – настройка речевого и слухового аппарата учеников на иностранный язык, например, с помощью скороговорок, способствующих совершенствованию произношения и пополняющих словарный запас учеников. Они, кроме того, создают доброжелательно-деловую атмосферу на уроке. На продвинутых языковых уровнях этот этап можно опустить.
Проверка домашнего задания (ДЗ) (10 мин) – необходимый этап и в обучающем, и в дисциплинарном смысле. Он освежает в памяти учеников пройденный материал, стимулирует совместную работу учащихся, взаимообучение, когда не учитель, а сами ученики исправляют ошибки друг друга.
Введение в новую тему (5–10 мин) – от того, как будет введена тема, насколько удастся заинтересовать учащихся, пробудить у них потребность в новом языковом материале, во многом зависит успех усвоения ими этого материала и, соответственно, успех урока. Как правило, новый материал, лексический или грамматический, вводится в виде речевой модели, включенной в контекст рассказа, песни, игры и т. д.
Обучающий этап (10 мин) – как правило, обучение проходит на устном или письменном материале – учащиеся несколько раз читают или слушают текст и выполняют упражнения, направленные на постепенное фокусирование их внимания на новом языковом материале – лексическом или грамматическом, если урок с языковым фокусом, или на особенностях того или иного речевого умения, если фокус у урока речевой. Работа на этом этапе может иметь индуктивный характер (когда ученики в результате наблюдения над фактами языка выводят языковую закономерность) и дедуктивный характер (когда сначала дается языковое правило, которое затем подкрепляется примерами, иллюстрирующими его использование в речи).
Практика (5–15 мин) – многоступенчатый этап, на котором тренировочное использование учащимися нового языкового материала или речевого навыка постепенно усложняется от контролируемого до более свободного.
Система тренировочных упражнений включает в себя:
имитативные – формирование фонетических, лексических и грамматических навыков базируется на механическом повторении образца1,
подстановочные – формирование речевых автоматизмов происходит при замене слова или группы слов по образцу2,
трансформационные – преобразование предложения в соответствии с инструкцией, например, преобразование прямой речи в косвенную,
ситуативные – автоматизация нового материала в условиях учебной ситуации, когда учащиеся выбирают форму высказывания в соответствии с заданием.
При переходе к условно-речевым (выполняются на материале учебных ситуаций) и речевым (моделируют ситуации реального общения) упражнениям происходит формирование речевых умений учащихся. К числу речевых упражнений относятся:
вопросно-ответные – по содержанию прочитанного или прослушанного текста или ситуаций общения;
ролевая игра – учащиеся разыгрывают ситуации общения в соответствии со своими ролями1;
репродуктивные – воспроизведение учащимися прочитанного / прослушанного текста или видео/аудио ряда. К числу репродуктивных упражнений относятся пересказ и драматизация;
описательные – с использованием зрительной опоры при построении учащимися собственного высказывания (описание картинки, таблицы, графика);
дискурсивные – обсуждение учащимися интересующей их проблемы, события с опорой на ключевые лексико-грамматические единицы2.
Завершающий этап (5–10 мин) – подведение итогов, что именно узнали, как поработали, что планируется на следующий урок. На этом этапе прорабатываются типичные ошибки, выдается домашнее задание, выставляются оценки. На этом же этапе можно провести так называемую «психологическую минутку»3.
Указание в плане урока четкого времени начала каждого этапа и его продолжительности облегчает хронометраж во время проведения урока и помогает сокращать или удлинять тот или иной этап в зависимости от текущей ситуации на уроке.
Однако организация времени – это не только планирование этапов урока, но и распределение времени урока между тремя взаимо-пересекающимися временными категориями:
собственно длительность урока – традиционно, школьный урок длится 40–45 мин, но в некоторых школах уроки спаренные и длятся 80–90 мин. В таком случае этапы могут длиться дольше или урок имеет две взаимосвязанные цели. Такие продолжительные уроки обычно делятся между двумя практикантами и ведутся ими по очереди;
время речи учителя — объяснения, задания и иное устное взаимодействие учителя с учащимися, а также время использования доски и других наглядных и технических средств обучения;
время активной работы учеников – устная и письменная работа учеников на уроке – их речевое взаимодействие с учителем и друг другом, обдумывание и выполнение устных и письменных заданий, а также взаимообучение.
Очевидно, что следует стремиться к увеличению времени активной работы учеников за счет организации таких форм работы1, при которых одновременно занято максимальное число учащихся.
Речь учителя, обращенная ко всем ученикам, – организационный этап, инструкции по выполнению заданий, подведение итогов – следует по возможности сокращать и перемежать с речью учеников. Поэтому давайте задание ясно, четко и коротко, так, чтобы оно не вызывало вопросов, не требовало дополнительных разъяснений.
- Введение
- Глава 1 психолого-педагогическая характеристика школьников
- 1.1. Школьное детство – начальная школа
- 1.2. Подростковый возраст – средняя школа
- 1.3. Ранняя юность – старшая школа
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 2 организация урока иностранного языка
- 2.1. Организация пространства
- 2.2. Организация времени
- 2.3. Организация взаимодействия
- 2.4. Понимание, мотивация, дисциплина
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 3 педагогическая рефлексия и анализ урока
- 3.1. Подготовка к урокам и педагогическая рефлексия
- 3.2. Анализ урока учителя/практиканта
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 4 обучение аспектам иностранного языка
- 4.1. Формирование фонетических навыков
- 4.2. Формирование лексических навыков
- 4.3. Формирование грамматических навыков
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 5 обучение видам речевой деятельности
- 5.1. Обучение аудированию
- Вопросы для закрепления материала
- 5.2. Обучение чтению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.3. Обучение говорению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.4. Обучение письму
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 6 исправление ошибок на уроке иностранного языка
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 7 роль родного языка на уроке иностранного
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 8 общие рекомендации начинающему педагогу
- Приложение 1 Дневник прохождения педагогической практики (Образец)1
- Приложение 2 Анализ урока
- 2.1. Схема анализа деятельности учителя/практиканта на уроке1
- 2.2 Анализ урока иностранного языка учителя/практиканта
- Приложение 3 План-сценарий внеклассного мероприятия
- Приложение 4 План-конспект урока с методическим обоснованием (Образец)
- 4.1. План-конспект урока на русском языке
- 4.2. План урока на английском языке
- 4.3. План урока на французском языке
- 4.4. План урокананемецкомязыке
- 4.5. План урока на испанском языке
- 4.6. План урока на итальянском языке
- 4.7. План урока на финском языке
- Приложение 5 Глоссарий наиболее употребительных фраз на уроке иностранного языка
- Приложение 6 Шкала уровней владения иностранным языком – Европейский языковой портфель1
- Приложение 7 Психолого-педагогическая характеристика учащегося
- I. Общие сведения об учащемся
- II. Положение ребенка в коллективе класса
- III. Проявление личностных качеств в поведении
- IV. Отношение к себе. Самооценка
- Литература
- Абрамова г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. Пособие для студ. Вузов. 2-е изд., стереотип. М.:, 1999.
- Содержание
- 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.
- 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.