logo
Лекции по педагогике

Категории обучаемых

Реализуя данный подход, Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний.

Исходным моментом методики является установка, которую должен принять педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полн­остью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучаю­щийся, чтобы подтвердить достижение эталона

Иерархия целей познавательной деятельности

Цель

Действия ученика

Результат действий

Знание

Ученик запоминает и воспроизво­дит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру)

Запомнил, воспроизвёл, уз­нал

Понимание

Ученик преобразует учебный мате­риал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясня­ет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, со­бытий)

Объяснил, проиллюстриро­вал, интерпретировал, пере­вёл с одного языка на дру­гой

Применение

Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкрет­ных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изме­нённой ситуации)

Применил и получил за­данный результат

Анализ

Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого

Вычленил части из целого

Синтез

Ученик проявляет умение комби­нировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пи­шет творческое сочинение, предла­гает план эксперимента, решения проблемы)

Образовал новое целое

Оценка

Ученик оценивает значение учеб­ного материала для данной конк­ретной цели

Определил ценность и зна­чение объекта изучения

Представленная таксономия целей Б. Блума получила широкое распрост­ранение за рубежом. Она используется в учебниках и дидактических посо­биях в качестве шкалы для измерения результатов обучения