logo
Лекции по педагогике

6. Организация учебно-познавательной деятельности уча­щихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения).

Процесс обучения включает в себя три взаимосвязанные стадии (этапы).

На первой стадии происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала, или усвоение теоретичес­ких знаний.

На второй стадии осуществляется выработка умений и на­выков по применению этих знаний на практике, что требует организации специальных тренировочных упражнений.

Третья стадия связана с дальнейшим повторением и углуб­лением знаний по изучаемому материалу, их закреплением и совершенствованием практических умений и навыков.

Иначе говоря, чтобы учащийся овладел изучаемым материалом, ему необходимо осуществить полный цикл учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и пос­ледующее осмысление, запоминание, упражнение в примене­нии усвоенной теории на практике и затем повторение с целью углубления и более прочного усвоения знаний, умений и навыков.

а) Усвоение теоретического материала. Процесс этот начи­нается с восприятия изучаемого материала. Сущность данного познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания и обоняния) воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Восприятие - это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений. Результатом восприятия является формирование пред­ставлений как низшей формы знаний. Представление есть не что иное, как сохранение в сознании человека внешних образов (признаков, свойств) воспринятых предметов и явлений.

Осмысление в общем плане есть такая мыслительная дея­тельность человека, в процессе которой он раскрывает сущ­ность познаваемых (изучаемых) предметов и явлений и фор­мирует научные понятия. Осмысление - это всегда работа мысли. Процесс этот включает в себя следующие мыслитель­ные операции (действия):

а) анализ воспринятых внешних свойств и признаков изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представ­лениях;

б) логическую группировку признаков и свойств изучаемых предметов и явлений и выделение из них наиболее существен­ных и общих для всех подобного рода предметов и явлений;

в) «мысленное» постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов и явлений и формулирование теоретических понятий или обобщающих выводов, правил и т.д.;

г) проверку обоснованности и истинности сделанных теоретических выводов.

Результатом осмысления является понимание изучаемого материала и образование понятий.

Понятие обычно определяется как форма научного знания (мысли), в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выво­дов и других теоретических обобщений.

В психологии выделяется два вида осмысления - первичное и последующее. Если изучаемый материал бывает сравнительно легким и не содержит сложных понятий, то достаточно одного первичного восприятия и осмысления, чтобы его хорошо понять. Но в большинстве случаев, особенно по математике, физике, химии и другим предметам, изучае­мый материал отличается достаточной сложностью, и его пер­вичное восприятие и осмысление позволяет добиваться лишь понимания, которое зачастую бывает поверхностным, непол­ным и не всегда точным. Вот почему при изучении подобного материала необходимо, чтобы учащиеся осуществляли после­дующее его более глубокое осмысление. На большинстве уроков учителю в различных формах нужно дважды объяснять новый материал, чтобы ученики осуществляли его первичное и последующее более обстоятель­ное осмысление.

Изу­чаемый материал нужно не только понимать, но и сохранять его в памяти и уметь свободно и логично воспроизводить. Отсюда следует, что органической частью учебно-воспитатель­ной деятельности учащихся является запоминание изучаемого материала.

Для процесса запоминания существенное значение имеет во­прос о том, что означает: знать, усвоить изучаемый материал. Знать изучаемый материал - значит уметь:

—выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изучаемом материале, выражать к ним свое отношение.

Приведенные положения показывают, что запоминание изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием. Наоборот, оно должно базироваться на глубоком и всестороннем понимании усваиваемых знаний и способствовать умственному развитию учащихся.

Обычно запоминание осуществляется путем повторения - воспроизведения изучаемого материала. лучшим средством запоминания изучаемого материала является его активное воспроизведение: пересказ вслух или про себя, уст­ные ответы на вопросы учебника, составление плана прочи­танного, устное или письменное составление тезисов.

Для овладения изучаемым материалом существенное зна­чение имеют его временные рамки. С этой точки зрения вы­деляют запоминание концентрированное, которое осущест­вляется в один присест, и рассредоточенное, когда усвоение изучаемого материала осуществляется в несколько приемов и рассредоточивается во времени. При концентрированном за­поминании знания переходят в оперативную, кратковремен­ную память и быстро забываются. Рассредоточенное же за­поминание способствует переводу знаний в память долговре­менную. Вот почему в процессе обучения необходимо рекомен­довать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминания.

б) Очень важ­ной стадией в процессе овладения изучаемым материалом является организация упражнений по применению знаний на практике и формированию умений и навыков. Она обусловливается не только тем, что знания нужны человеку для жизненной практики и духовного развития, но и тем, что формирование практических умений и навыков способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала, развитию сообразительности и творческих способностей. Например, с по­мощью упражнений учащиеся вырабатывают навыки вырази­тельного и осмысленного чтения, грамотного письма, умения решать задачи и примеры по математике, ориентироваться по карте при изучении географии и истории. Постоянных упраж­нений требуют развитие смекалки, умение решать нестандарт­ные задачи, проявление и совершенствование творческих спо­собностей и т.д.

в) Повторение, обобщение и систематизация изучаемого ма­териала с целью углубления знаний и совершенствования практических умений и навыков. Это очень сложная стадия в овладении изучаемым материалом. Ее исходной основой явля­ется положение о том, что познание - не прямая линия, а кри­вая, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Это значит, что овладение знаниями не сводится к одному по­знавательному акту, что искомое не раскрывается сразу во всем своем многообразии и требует дальнейшей умственной и прак­тической деятельности по более глубокому его усвоению.

Такова система и сущность учебно-познавательной деятель­ности на разных стадиях (этапах) овладения изучаемым ма­териалом.

7. Процессу обучения должен быть придан эмоционально-волевой ха­рактер, когда современная технология педагогического труда обязатель­но должна опираться на эмоциональный отклик учащихся, на их волевые усилия. Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влечение к ак­тивной учебно-познавательной деятельности. Большое значение здесь имеет, прежде всего, умелое формиро­вание потребностей и мотивов учения, которые возбуждают стремление к овладению знаниями, делают обучение привлека­тельным для учащихся.

Эмоциональность обучения и стимулирование волевых уси­лий учащихся в овладении знаниями обеспечиваются также специальными дидактическими методами и приемами. К ним относятся: демонстрация учебно-наглядных пособий, исполь­зование технических средств обучения, высокая содержатель­ность изложения нового материала учителем, привлечение ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций и т.д.

8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познаватель­ной деятельности. В зависимости от конкретных целей обучения и осо­бенностей изучаемого материала учебно-познавательная дея­тельность учащихся будет носить различный характер. В одном случае главным в учебном процессе является осмысление и ус­воение теоретических знаний, в другом - тренировочные уп­ражнения по применению их на практике, в третьем - углуб­ление и систематизация пройденного материала и т.д. Все это, естественно, оказывает влияние на структуру учебного процесса и выдвигает на первый план то одну, то другую группу учебных задач и познавательных действий. Регулирование учебно-познавательной деятельности в том и состоит, чтобы в каждом случае и на каждой стадии обучения следить за ее соот­ветствием целевым установкам и задачам последнего.

На регулирование учебного процесса влияет характер (со­держание) изучаемого материала.

Не меньшее значение имеет и учет особенностей самой по­знавательной деятельности. Обычно, например, новый мате­риал излагает сам учитель, побуждая учащихся к его воспри­ятию и осмыслению. Однако известно, что весьма важно приучать учащихся к самостоятельной работе по осмыслению и приобретению новых знаний.

Но регулирование учебно-познавательной деятельности уча­щихся имеет и другую сторону. Оно связано с учетом их инди­видуальных умственных особенностей и способностей. Тем из учащихся, которые проявляют большие способности в учении, следует давать более сложные или дополнительные учебные задания, чтобы не тормозить, а наоборот, содействовать их раз­витию. Ученикам же, испытывающим определенные затрудне­ния в овладении изучаемым материалом, следует уделять боль­ше внимания и помогать в преодолении встречающихся труд­ностей.

Большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении играет осуществление контроля за качеством овладения изу­чаемым материалом и побуждение школьников к самоконтро­лю. Необходимо добиваться, чтобы этот контроль был регуляр­ным и осуществлялся по каждой изучаемой теме. Что же каса­ется учащихся, то их не только нужно побуждать к осуществле­нию самоконтроля, но и помогать им овладевать его приемами.

9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом. В процессе обучения важное значение имеет оценка учителем качества знаний учащихся и побуждение их к самооценке результатов учения. Регулярная оценка знаний позволяет не только отмечать успехи школьников, но и выяв­лять недостатки в их учебной работе. У одних она вызывает удовлетворение хорошей успеваемостью, у других - выявляет недостатки в познавательной деятельности, возбуждает пере­живание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и таким образом, и тех, и других сти­мулирует к познавательной активности, способствует форми­рованию прилежания и ответственности за выполнение своих школьных обязанностей. Такую же роль играет и самокон­троль учащихся за результатами своей учебной деятельности.

Рекомендуемая литература

  1. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. — Волгоград, 2000.

  2. Герасков М. Основи на дидактиката. — София, 1934.

  3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. — М., 1998.

  1. Дидактика средней школы / Под ред. М.А.Данилова, М. Н. Скатки- на. - М., 1975.

  1. Клингберг Л. Проблемы теории обучения. — М., 1984.

  1. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методо­логический анализ. — М., 1997.

  1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.

  2. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. — Самара, 1998.

  3. Марев И. Методологические основы дидактики. — М., 1987.

  1. Новые ценности образования: Тезаурус. — М., 1995.

  2. Оконь В, Введение в общую дидактику. — М., 1990.

  3. Перминова Л.М. Дидактика. — Курск, 1992.

  4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

  5. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. Пособие для студ. Высших пед. уч. Зав./Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.

  6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.