logo
Лекции по педагогике

Этапы развития детского коллектива

Детский коллектив - детская группа, в которой создаётся система высо­конравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и раз­витию индивидуальности каждого её члена

Движение - форма жизни коллектива. Остановка - форма его смерти (А. С. Макаренко)

Этапы

Задачи и позиция актива

характеристика внутренних отношений

Отношения с другими коллективами

Задачи воспитателя

Эволюция требований

1

Актив только выявляется, уровень самостоятельности членов актива низкий

Преобладают личные отношения, они подвижны, нередки конфликты. В сфере личных отношений - каждый за себя

Коллективные связи прояв­ляются очень слабо или со­всем отсутствуют. Могут быть отдельные личные контакты

Активно узнавать детей, выявлять актив

Требования - пря­мые, категоричные, яс­ные и решительные

Воспитатель – субъект воспитания

2

Актив становится авторитетным. Поддерживает требования воспи­тателя, вырабатывает свои. Расши­ряется самостоятельность акти­ва

Лидерство актива. Устанавливаются более устойчивые межличностные от­ношения и отношения взаимной от­ветственности. Развиваются деловые отношения. Зарождаются гуманисти­ческие отношения

Формируется коллектив­ное самосознание - «Мы - коллектив». Складываются действенные реальные свя­зи с другими детскими кол­лективами

Расширять актив, способ­ствовать вовлечению всех детей в активную совме­стную деятельность

Требование - опосре­дованное через актив

Актив – субъект воспитания

3

Полная самостоятельность и само­управление. Требование -каждо­го к каждому. Регулятор коллек­тивной жизни - общественное мнение

Формируются гуманистические от­ношения между отдельными группа­ми и членами коллектива. Эмоцио­нальный комфорт и защищенность. Единство ценностных ориентации

Коллектив имеет система­тические связи с другими коллективами в школе и вне ее

Поддерживать и стиму­лировать самоуправле­ние и интерес к другим коллективам

Требование предъяв­ляет коллектив в фор­ме общественного мне­ния

Коллектив – субъект воспитания

4

Побуждение всех членов коллек­тива к самовоспитанию Развитие творческой индивидуальности каждого члена коллектива

Положение каждой личности благо­приятное, статус ее высок. Отсутствие в коллективе суперзвезд и изгоев

Связи с другими коллекти­вами расширяются и совер­шенствуются

Поддерживать и стиму­лировать потребность в самовоспитании у каж­дого воспитанника

Требования каждый предъявляет себе сам

Личность – субъект воспитания