2. Основные категории дидактики.
Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач),- обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности). Знания включают в себя: факты, представления, понятия, законы, закономерности, идей, теории. Характеристика знаний: знания могут быть: полными, поверхностными, точными – уровень знаний, истинность, объем, понимание, системность, прочность и т.д. – до 30 характеристик. Выделяют три уровня знаний: репродуктивный – воспроизведение без существенных изменений; конструктивный – знания, добытые при перестройке 1-го уровня (выделении главного, обобщении, сравнении, выборе и т.д.); творческий – знания, приобретенные в ходе самостоятельной поисковой работы.
Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Обучение – средство развития и формирования личности, которое не сводится только к овладению знаниями, выработке практических умений и способов творческой деятельности. Дело в том, что знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанных стороны: теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренчески-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи). При правильно поставленном обучении ученик овладевает всеми тремя сторонами изучаемого знания, т. е. в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных способностей, творческих способностей, формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает обучение важным средством воспитания.
В современной дидактике под термином «образование» понимают специальную сферу социальной жизни, уникальную систему, своеобразный социокультурный феномен, способствующий накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуальному развитию человека. Образование – овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-этической культуры, вследствие чего они приобретают определенный образ и индивидуальное своеобразие. Результатом является образованность - качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями. Уровень образованности отражает круг продуктов духовного и материального труда, социальных норм и ценностей, которые личность способна использовать в своей деятельности.
Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание (обучение, образование) - система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (от лат. «forma»- внешний вид, оболочка) - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод (от лат. «metodos» - путь, способ) -путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.
Результаты обучения – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Компонентами продукта обучения являются: 1) знания, умения, навыки; 2) мировоззрение личности; 3) кругозор и эрудиция; 4) качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); 5) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; 6) навыки самообразования; 7) активность; 8) работоспособность (умственная и физическая)личности; 9) воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.); 10) профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.
- Сущность и структура целостного педагогического процесса (цпп) План:
- Педагогический процесс
- Движущие силы цпп
- Психолого-педагогические основы цпп
- Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
- Правила реализации принципов педагогического процесса
- Тема: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. План лекции
- 1. Дидактика, ее объект, предмет, задачи.
- 2. Основные категории дидактики.
- 3. Образовательный процесс, его сущность.
- 5. Логика образовательного процесса.
- 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения).
- Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса План:
- Основные концепции обучения в дидактике
- Соотношение познания и учения
- Учебная деятельность
- Продукт учебной деятельности
- Виды учебной деятельности План
- Проблемное обучение
- Уровни проблемного обучения
- Поисковые умения
- Программированное обучение
- Принципы программированного обучения (в. П. Беспалько)
- Виды обучающих программ
- Линейная программа
- Преимущества программированного обучения
- Недостатки программированного обучения
- 1 Этап формирование мотивационной основы действий
- Дидактическая система л. В. Занкова
- Основные принципы
- Основные методические подходы
- Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности д.Б. Эльконина - в. В. Давыдова
- Основные принципы
- Ход обучения
- Основные методические подходы
- Технология в. С. Библера, с. Ю. Курганова «Диалог культур»
- Концептуальные идеи
- Технология диалога
- Основные методические подходы
- Технология гуманной педагогики ш. А. Амонашвили
- Основные установки
- Основные методические подходы
- Современные образовательные технологии план:
- Технология полного усвоения знаний
- Категории обучаемых
- Технология коллективного взаимообучения
- Преимущества ксо
- Варианты работы в парах
- Технология модульного обучения
- Технология проектной деятельности
- Классификация учебных проектов (по Коллингсу)
- Основные требования к учебному проекту
- Носители содержания образования план
- Образовательный стандарт
- Учебный план
- Учебная программа
- Учебная литература
- Учебник
- Структура учебника
- Функции школьного учебника
- Методы обучения
- Технология беседы
- Виды бесед
- Упражнение
- Условия эффективности упражнений
- Дидактическая последовательность предъявления учащимся упражнений
- Значение упражнений
- Самостоятельная работа
- Цели самостоятельной работы
- Преимущества самостоятельной работы
- Виды самостоятельной работы
- Мотивы самостоятельной работы
- Этапы самостоятельной работы
- Методы стимулирования и мотивации учения
- Методы контроля и самоконтроля в обучении
- Технология активного обучения
- Технические средства педагогического процесса План
- Дидактические особенности
- Классификации технических средств
- Требования к техническим средствам
- Компьютер в учебно-воспитательном процессе
- Виды обучающих компьютерных программ:
- Преимущества использования компьютера в обучении
- Аспекты анализа обучающих компьютерных программ
- Недостатки использования компьютера в обучении
- Компьютерные технологии
- Виды дистанционного обучения
- Формы организации целостного педагогического процесса Классификация форм организации целостного педагогического процесса
- Формы организации обучения
- Требования к уроку
- Структурные элементы урока
- Трудности при проведении уроков и пути их преодоления
- Пути совершенствования урока
- Учебные экскурсии
- Отличие от урока
- Подготовка экскурсии
- Классификация
- Коллективные творческие дела (ктд)
- Условия организации ктд
- Стадии ктд
- Педагогическая технология
- Технология педагогического воздействия
- Условия актуализации педтехнологии
- Педагогическая техника
- Компоненты педагогической техники
- Речь педагога
- Условия эффективности речи учителя
- Компоненты речевых способностей
- Управление вниманием слушателей
- Педагогическое общение
- Структура общения
- Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения
- Умения педагогического общения
- Барьеры восприятия в общении
- Конфликты в педагогической деятельности
- Развитие конфликта
- Педагог как субъект педагогического процесса план
- Классификация типов учителей
- Критерии успешности учителя
- Этапы развития педагогического профессионализма (по к. Ю. Бабанскому)
- Виды индивидуальных стилей педагогический деятельности учителя
- Учитель, предпочитаемый детьми
- Педагогическое мастерство
- Основы педагогического мастерства
- 2. Готовность к творческой деятельности:
- 4. Педагогические способности:
- Функции коллектива
- Этапы развития детского коллектива
- Критерии динамики формирования коллектива
- Личность и коллектив Условия, определяющие положение личности в коллективе
- Управлениеобразовательными системами как отрасль научного знания
- Структура управленческого решения
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- Принципы управления образовательными системами
- Управленческий труд в образовательном учреждении
- Специфические особенности управленческого труда
- Требования к управленческой информации
- Специфика управленческого труда в образовательном учреждении
- Методы управления образовательными системами
- Образовательное учреждение как объект управления и руководства
- Принципы руководства
- Руководитель в системе управления
- Эталонный образ руководителя
- Педагогическая инноватика план
- Факторы распространения педагогических нововведений
- Этапы освоения новшества
- Типы учителей по отношению к нововведениям (по э. М. Роджерсу)
- Школа функционирования. Школа развития
- Факторы эффективного функционирования
- Факторы эффективности развития школы
- Организационная культура школы
- Признаки высокой организационной культуры
- Функции организационной культуры
- Ориентация организационной культуры школы
- Психологический климат школы
- Показатели психологического климата
- Причины конфликтов в трудовых коллективах
- Способы предотвращения конфликтов
- Научная организация педагогического труда (нопт)