logo
Лекции по педагогике

Соотношение познания и учения

Познание

Учение

Открываются объективно новые зна­ния

Познается познанное (субъективно новое)

Путь познания длителен

Ускоренный темп познания и инди­видуального продвижения

Путь проб, ошибок и заблуждений

Специально организованный процессе с продуманной методикой и техноло­гией

Процесс познания сложен и противо­речив

Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возраст­ными особенностями личности

Многое познается непосредственно

Многие знания приобретаются опо­средованно

Практика - источник и критерий истины

Практика - способ закрепления и применения знаний

Умения и навыки приобретаются са­мопроизвольно, в процессе научного поиска

Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями

Взаимодействие обучающего и обуча­емого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.)

Познание происходит в процессе не­посредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обуча­емого

Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной на­уки и исследовательской деятельнос­ти

Организация знаний обучаемого соот­ветствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов, В. И. Ленин)