logo
Getmanova_A_D_-_Logika

III. Литература по педагогическим приложениям логики

Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на Уроках литературы. М., 1979.

Бирюков Б. В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной ло­гики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики. М., 1985.

Дзыбенко О. Г. Вопросы формирования дискуссионной речи. Тернополь, 1992.

453

Гнеденко Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М., 1982.

Кирюшкин В. А. Логические упражнения в первом классе в системе занятий по русскому языку//Ученые записки Красноярского пединститута. Красноярск, 1961. Т. 19.

Конобеевский Н. П., Кирюшкин В. А. Методическое руководство к альбому рисунков для логических упражнений на уроках русского языка во II классе. М., 1970.

Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.

Соболевский Р. Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.

Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975.

Тигранова Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. М., 1991.

Усова А. Ф. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986.

Ушинский К. Д. Первые уроки логики // Собр. соч. М.- Л., 1948. Т. 4. С. 554-578.

НАЦ²ОНАЛЬНА АКАДЕМ²Я УПРАВЛ²ННЯ

Конспект книги

Гетманова А. Д. Логика. Для педагогических учебных заведений. - М.: “Добросвет”, “Книжный дом “Университет”, 1998. - 480 с.

виконаний студентом НАУ

Лужиним В.

Київ, 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..............................................................................3

Глава I. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ ................8

§ 1. Формы познания........................................................9

§ 2. Понятие логической формы и логического закона………14

§ 3. Логика и язык..........................................................…………19

Задачи к теме...................................................................28

Глава II. ПОНЯТИЕ...........................................................31

§ 1. Понятие как форма мышления..............................………31

§ 2. Отношения между понятиями...............................………35

§ 3. Определение понятий .............................................………39

§ 4. Деление понятий. Классификация .........................………52

§ 5. Ограничение и обобщение понятий.......................………59

Задачи к теме ................................................................…61

Глава III. СУЖДЕНИЕ....................................................……….68

§ 1. Общая характеристика суждения.........................……….68

§ 2. Простое суждение ..................................................………71

§ 3.Сложное суждение и его виды

Исчисление высказываний....................................……….79

§ 4. Выражение логических связок

(логических постоянных) в естественном языке ………86

§ 5. Отношения между суждениями

по значениям истинности.......................................………92

§ 6. Деление суждений по модальности ......................………94

Задачи к теме...............................................................…100

Глава IV. ЗАКОНЫ (ПРИНЦИПЫ)

ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.......………….106

§ 1. Понятие логического закона ....................................106

§ 2. Законы логики и их роль в познании.......................107

Закон тождества.....................................................….107

Закон непротиворечия ..............................................110

Закон исключенного третьего ..................................114

Закон достаточного основания

§3.Использование формально-логических законов

в процессе обучения .................................................……123

Задачи к теме.....................................................................131

Глава V.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………137

§ 1. Общее понятие об умозаключении.......................... 137

§ 2. Дедуктивные умозаключения…………………… ..140

§ 3. Выводы из категорических суждений

посредством их преобразования…………………………..143

§ 4. Простой категорический силлогизм 1………………..148

§ 5. Сокращенный категорический силлогизм

(энтимема)........................................................……………..153

§ 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы

(полисиллогизмы), (сориты),(эпихейрема)…………154

§ 7. Условные умозаключения……………………………157

§ 8. Разделительные умозаключения……………………..163

§9. Условно- разделительные (лемматические)

умозаключения……………………………………………….167

§10. Сокращенные условные, разделительные и

условно- разделительные умозаключения……………….175

§ 11. Непрямые (косвенные) выводы………………………180

§12. Индуктивные умозаключения и их виды………… ..182

§ 13. Индуктивные методы установления

причинных связей…………………………………… 190

§ 14.Дедукция и индукция в учебном процессе……………194

Задачи к теме………………………………………………….201

Глава VI. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ…….209

§ 1. Понятие доказательства……………………………………….209

§ 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства…………….213

§ 3. Понятие опровержения………………………………………..216

§ 4. Правила доказательного рассуждения.

Логические ошибки, встречающиеся

в доказательствах и опровержениях………………………..219

468

§ 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах………………………224

§ 6. Искусство ведения дискуссии........................…………………………228.

Задачи к теме........................................................…………………………...235

Глава VII. АНАЛОГИЯ И ГИПОТЕЗА.

ИХ РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ .............……………………………..242

§ 1. Умозаключение по аналогии и его виды ...…………………………..242

§ 2. Гипотеза и ее виды .......................................…………………………..249

§ 3. Построение гипотез.....................................………………………… .252.

Глава VIII. РОЛЬ ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ...........................260

§ 1. Логическая структура вопроса ...................…………………………...260

§ 2. К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский

о формировании логического мышления

в процессе обучения в начальной школе ...……………………………..265

§3. Развитие логического мышления

младших школьников...................................……………………………...271

§ 4. Развитие логического мышления учащихся

в процессе обучения в средних и старших классах..………………….. 277

Глава IX. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛОГИКИ

В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ШКОЛАХ .......................…………………….. 282

§ 1. Формирование логической культуры как условие

гуманитаризации педагогического образования

и специфика методики изучения логики в педвузах

и педуниверситетах......................................................………………….. 282

§ 2. Специфика методики преподавания логики в средних

педагогических учебных заведениях: педучилищах,

педколледжах, подклассах (из опыта работы) ..........………………….. 332

§ 3. Методика повышения логической культуры учащихся

начальной и средней школы (из опыта работы)........………………….. 358

Глава X. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ КАК НАУКИ

И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ

СИМВОЛИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ.................................………………………….372.

469

§ 1. Краткие сведения из истории

классической и неклассических логик........................………………….. 372

§ 2. Развитие логики в связи с проблемой

обоснования математики............................................…………………….. 404

§ 3. Интуиционистская логика ............................................………………….. 409

§ 4. Конструктивные логики................................................………………….. 412

§ 5. Многозначные логики..................................................…………………... 417

§ 6. Законы исключенного третьего и непротиворечия

в неклассических логиках (многозначных,

интуиционистской, конструктивных)...........................…………………... 429

§ 7. Модальные логики........................................................…………………… 432

§ 8. Положительные логики ................................................……………………438

§ 9. Паранепротиворечивая логика ....................................……………………440

Заключение..............................................................................……………………445

Рекомендуемая литература...................................................…………………… 452

Учебная................................................................................…………………….. 452

Популярная литература......................................................…………………….. 452

Литература по педагогическим приложениям логики......…………………… 453

Список символов.....................................................................……………………455

Предметно-именной указатель .............................................……………………459