logo
Getmanova_A_D_-_Logika

§ 3. Развитие логического мышления младших школьников

Творческое использование опыта К. Д. Ушинского и В. А. Су­хомлинского по формированию логического мышления у млад­ших школьников с учетом их индивидуальных особенностей - за­лог воспитания правильно логически мыслящего человека.

В процессе обучения ведущая роль отводится оперированию понятиями. В числе операций над понятиями имеются такие, как определение понятий, деление, обобщение, ограничение понятий, объединение (сложение) и пересечение (умножение) объемов понятий и др.

Особенно важная роль принадлежит операции определения понятий. Учителя начальных классов ведут большую работу по разъяснению определений через род и видовое отличие, доведе­нию их содержания, т. е. совокупности существенных призна­ков, до сознания учащихся.

Из практики обучения известно, что учащиеся начальных клас-

________________________

'Сухомлинский В. А. O воспитании. М., 1975. С. 95-96.

271

сов путают понятия “прямоугольник” и “периметр прямоугольника”; “площадь прямоугольника” и “периметр прямоугольника”). Поэто­му учителям приходится проводить всю необходимую разъяс­нительную работу, с тем чтобы учащиеся усвоили эти понятия.

В начальной школе, в 3 классе, на уроках природоведения уча­щимся даются простейшие, доступные для их понимания определения таких понятий: “горизонт”, “линия горизонта”, “ком­пас”, “план местности”, “масштаб чертежа”, “океан”, “равни­на”, “овраг”, “гора”, “полезное ископаемое”, “материю), “море” и др. Эти определения простые, понятные для учащихся млад­ших классов. Например: “Границу видимого пространства, где нам кажется, что небо сходится с землей, называют линией го­ризонта”'. Некоторые определения, например, понятий “океан”, “равнина”, даются весьма условно. “Океаны - это огромные пространства воды”, или “Большие пространства с ровной по­верхностью называют равнинами”2. На раннем этапе обучения учащиеся могут пока довольствоваться такими приблизитель­ными определениями, а вернее, характеристиками. Отмечено, что школьники на уроках природоведения иногда недостаточно хорошо усваивают такие понятия: “свойства снега: белый; непрозрачный; тает; превращается в воду; рыхлый”; “свойства льда: бесцветный; прозрачный; тает; превращается в воду; хруп­кий”; “круговорот воды в природе”; “расширение воды при ох­лаждении ниже +4° С и при замерзании”.

Чтобы научить учащихся правильно делать обобщения и ог­раничения, например в 1 классе, предлагается такая задача: “На ветках дерева сидели 5 воробьев и 3 галки. Сколько всего птиц сидело на дереве?” В 3 классе на уроках природоведения дела­ются следующие обобщения и ограничения понятий (примеры взяты из учебника “Природоведение” для 3 класса).