§ 3. Логика и язык
Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга. Оно неразрывно связано с языком. Язык, по выражению К. Маркса, есть непосредственная действительность мысли. В ходе коллективной трудовой деятельности у людей возникла потребность в общении и передаче своих мыслей друг другу, без чего была невозможна сама организация коллективных трудовых процессов.
Функции естественного языка многочисленны и многогранны. Язык - средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Язык позволяет передавать накопленные знания, практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством познания, быть средством выражения эмоций. '
Язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.
Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой (как, например, у глухонемых), речью внешней (для
19
других) или внутренней, речью, выраженной с помощью естественного или искусственного языка. С помощью научного языка, в основе которого лежит естественный язык, сформулированы положения философии, истории, географии, археологии, геологии, медицины (использующей наряду с “живыми” национальными языками и ныне “мертвый” латинский язык) и многих других наук. Язык - это не только средство общения, но и важнейшая составная часть культуры всякого народа.
На базе естественных языков возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алгоритмические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах. Языками программирования называются знаковые системы, применяемые для описания процессов решения задач на ЭВМ. В настоящее время усиливается тенденция разработки принципов “общения” человека с ЭВМ на естественном языке, чтобы можно было пользоваться компьютерами без посредников-программистов.
Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний)'.
Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. К неязыковым знакам относятся знаки-копии (например, фотографии, отпечатки пальцев, репродукции и т. д.), знаки-признаки, или знаки-показатели (например, дым - признак огня, повышенная температура тела - признак болезни), знаки-сигналы (например, звонок - знак начала или окончания занятия), знаки-символы (например, дорожные знаки) и другие виды знаков. Существует особая наука - семиотика, которая является общей теорией знаков. Разновидностями знаков являются языковые знаки, использующиеся в вышеперечисленных функциях. Одна из важнейших функций языковых знаков состоит в обозначении ими предметов. Для обозначения предметов служат имена.
________________________________
'См.: Философский энциклопедический словарь М., 1983, С. 191.
20
Имя - это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. (Слова “обозначение”, “именование”, “название” рассматриваются как синонимы). Предмет здесь понимается в весьма широком смысле: это вещи, свойства, отношения, процессы, явления и т. п. как природы, так и общественной жизни, психической деятельности людей, продукты их воображения и результаты абстрактного мышления. Итак, имя всегда есть имя некоторого предмета. Хотя предметы изменчивы, текучи, в них сохраняется качественная определенность, которую и обозначает имя данного предмета.
Имена делятся на:
1) простые (“книга”, “снегирь”, “опера”) и сложные, или описательные (“самый большой водопад в Канаде и США”, “планета Солнечной системы”). В простом имени нет частей, имеющих самостоятельный смысл, в сложном они имеются;
2) собственные, т.е. имена отдельных людей, предметов, событий (“П. И. Чайковский”, “Обь”), и общие - название класса однородных предметов, (например, “дом”, “действующий вулкан”).
Каждое имя имеет значение и смысл. Значением имени является обозначаемый им предмет'. Смысл (или концепт) имени - это способ, каким имя обозначает предмет, т.е. информация о предмете, которая содержится в имени. Поясним это на примерах. Один и тот же предмет может иметь множество разных имен (синонимов). Так, например, знаковые выражения “4”, “2 + 2”, “9 - 5” являются именами одного и того же предмета - числа 4. Разные выражения, обозначающие один и тот же предмет, имеют одно и то же значение, но разный смысл (т е. смысл выражений “4”, “2 + 2” и “9 - 5” различен).
Приведем другие примеры, разъясняющие, что такое значение и смысл имени. Такие знаковые выражения, как “великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)”, “автор романа в стихах “Евгений Онегин”, “автор стихотворения, обращенного к Анне Петровне Керн, “Я помню чудное мгновенье”, “поэт,
_________________________
'Вместо слова “значение” в логической литературе употребляют другие (тождественные, синонимические) названия: чаще всего “денотат”, иногда “десигнат”, “номинат” или “референт”.
21
смертельно раненный на дуэли с Ж. Дантесом”, “автор исторической работы “История Пугачева” (1834)”, имеют одно и то же значение (они обозначают поэта А. С. Пушкина), но различный смысл.
Такие языковые выражения, как “самое глубокое озеро мира”, “пресноводное озеро в Восточной Сибири на высоте около 455 метров”, “озеро, имеющее свыше 300 притоков и единственный исток - реку Ангару”, “озеро, глубина которого 1620 метров”, имеют одно и то же значение (озеро Байкал), но различный смысл, поскольку эти языковые выражения представляют озеро Байкал с помощью различных его свойств, т. е. дают различную информацию о Байкале.
Соотношение трех понятий: “имя”, “значение”, “смысл” - схематически можно изобразить таким образом:
Смысл— способ, каким имя обозначает предмет (информация о предмете).
Имя— языковое изображено,
обозначающее предмет.
рис. 1
Эта схема пригодна, если имя является не только собственным, т. е. приложимым к одному предмету (“число 4”, “А. С. Пушкин”, “Байкал”), но и общим (например, “человек”, “озеро”). Тоща вместо единичного предмета значением имени будет класс однородных предметов (например, класс озер или класс собак и т. д.), и схема останется в силе при данном уточнении, при этом вместо смысла будет содержание понятия.
В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями. Примерами первых являются: “х2+ I”, “отец у”, “разность чисел z и 5”; примерами вторых являются: “х- поэт”, “7 +у =10”, “х > у - 7”. Рассмотрим эти два вида функций.
22
Именная функция - это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета. Возьмем именную функцию “отец у”. Поставив вместо у имя “писатель Жюль Верн”, получим “отец писателя Жюля Верна” - имя предмета (в данном случае - имя человека).
Именная функция - это такое выражение, которое не является непосредственно именем ни для какого предмета и нуждается в некотором восполнении для того, чтобы стать именем предмета. Так, выражение х2 - 1 не обозначает никакого предмета, но если мы его “восполним”, поставив, например, на место х имя числа 3 (обозначающее это число цифру), то получим выражение З2- 1, которое является уже именем для числа 8, т. е. для некоторого предмета. Аналогично выражение х2 + у2 не обозначает никакого предмета, но при подстановке на место -x и y каких-нибудь имен чисел, например “4” и “1”, превращается в имя числа 17. Такие, нуждающиеся в восполнении выражения, как x2-1, х2 + у2 , и называют функциями - первая от одного, вторая от двух аргументов.
Пропозициональной функцией называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области
Приведем примеры пропозициональных функций: “z - город”; “x - советский космонавт”; “у - четное число”; “х + у = 10”; “х3- 1 = 124”.
Пропозициональные функции делятся на одноместные, содержащие одну переменную, называемые свойствами (например, “x - композитор”, “х - 7 == 3”, “z -гвоздика”), и содержащие две и более переменных, называемые отношениями (например, “х > у”; “х - z = 16”; “объем куба x равен объему куба у”).
Возьмем в качестве примера пропозициональную функцию “х -нечетное число” и, подставив вместо х число 4, получим высказывание “4 - нечетное число”, которое ложно, а подставив число 5, получим истинное высказывание “5 - нечетное число”.
Разъясним это на конкретных примерах. Необходимо указать, какие из приведенных выражений являются именными функциями и какие пропозициональными; определить их местность, т. е. число входящих в выражение переменных, и получить из них имена или предложения, выражающие суждения (истинные или ложные).
23
а) “разность чисел 100 и х”. Это - именная одноместная функция; например, 100-6 есть имя предмета, имя числа 94.
б) “х2 +у”. Это - именная двухместная функция; при подстановке вместо х числа 5 и вместо у числа 7 превращается в имя предмета, имя числа 32.
в) “у -известный полководец”. Это пропозициональная одноместная функция; при подстановке вместо y имени “Александр Васильевич Суворов, родившийся 24 ноября 1730 г.”, получим истинное суждение: “Александр Васильевич Суворов, родившийся 24 ноября 1730 г., - известный полководец”, выраженное в форме повествовательного предложения.
г) “z является композитором, написавшим оперы х и y”. Это - пропозициональная трехместная функция. Она превращается в ложное суждение при подстановке вместо z имени “Бизе”, вместо х - “Аида”, а вместо у - “Травиата”. Суждение “Бизе является композитором, написавшим оперы “Аида” и “Травиата”, выраженное в форме повествовательного предложения, является ложным, потому что обе эти оперы написал не Бизе, а Верди.
Понятие пропозициональной функции широко используется в математике. Все уравнения с одним неизвестным, которые школьники решают, начиная с первого класса, представляют собой одноместные пропозициональные функции, например, х + 2 = 7; 10 -х = 4. Неравенства, содержащие одну или несколько переменных, также являются пропозициональными функциями. Например, х < 7 или х2 -у > 0.
- Введение
- Глава I предмет и значение логики
- § 1. Формы познания Формы чувственного познания
- Формы абстрактного мышления
- Растения делятся или на однолетние или на многолетние.
- Особенности абстрактного мышления
- § 2. Понятие логической формы и логического закона
- Понятие логической формы
- Логические законы
- Истинность мысли и формальная правильность рассуждений
- Все металлы - твердые тела.
- Все небесные тела – планеты
- Все тигры полосатые.
- 4. Все ушастые тюлени – ластоногие.
- Теоретическое и практическое значение логики
- § 3. Логика и язык
- Семантические категории
- Задачи к теме “Предмет и значение логики”
- Глава II понятие
- § 1. Понятие как форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий
- § 2. Отношения между понятиями
- Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)
- Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие
- § 3. Определение понятий
- Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении
- Неявные определения
- Определение через аксиомы
- Использование определений понятий в процессе обучения
- Приемы, сходные с определением понятий
- § 4. Деление понятий. Классификация
- Правила деления понятий
- Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление
- Классификация
- Использование естественных классификаций в школах и педагогических средних и высших учебных заведениях
- § 5. Ограничение и обобщение понятий
- II. Определить отношения между следующими понятиями:
- Глава III суждение
- § 1. Общая характеристика суждения
- Суждение и предложение
- § 2. Простое суждение
- Виды простых ассерторических суждений
- 1. Суждения свойства (атрибутивные).
- 2. Суждения с отношениями.
- Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству)
- Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству
- Распределенность терминов в категорических суждениях
- § 3. Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний
- Способы отрицания суждений
- Отрицание сложных суждении
- Исчисление высказываний
- § 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке
- §5.Отношения между суждениями по значениям истинности
- Противоположность (контрарность)
- § Б. Деление суждений по модальности
- Задачи к теме “Суждение”
- VII. Являются ли суждениями следующие предложения?
- Глава IV законы (принципы) правильного мышления
- § 1. Понятие логического закона
- § 2. Законы логики и их роль в познании Закон тождества
- Закон непротиворечия
- Закон исключенного третьего
- Специфика действия закона исключенного третьего при наличии “неопределенности” в познании
- Закон достаточного основания
- § 3. Использование формально-логических законов в процессе обучения
- Задачи к теме “Законы (принципы) правильного мышления”
- Глава V умозаключение
- § 1. Общее понятие об умозаключении
- Понятие логического следования
- § 2. Дедуктивные умозаключения
- Понятие правила вывода
- § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования
- S есть р
- § 4. Простой категорический силлогизм1
- Фигуры и модусы категорического силлогизма
- Особые правила фигур
- Модусы категорического силлогизма.
- Правила категорического силлогизма
- /. Правила терминов
- //. Правила посылок
- § 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)
- § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы: (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема)
- Все с суть d. Сорит (с общими посылками)
- Выводы, основанные на логических связях между суждениями (выводы логики высказываний)
- § 7. Условные умозаключения
- I. Утверждающий модус (modus ponens).
- II. Отрицающий модус (modus tollens).
- Первый вероятностный модус
- Структура его: Cхема:
- Второй вероятностный модус
- § 8. Разделительные умозаключения
- § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения
- Дилемма1
- Cхема Формула:
- Трилемма
- § 10. Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения
- 1. В умозаключении пропущено заключение
- 2. В умозаключении пропущена одна из посылок
- 1. Простая контрапозиция.
- 2. Сложная контрапозиция.
- § 11. Непрямые (косвенные) выводы
- 1. Рассуждение по правилу введения импликации
- 2. Правило сведения “к абсурду”
- 3. Правило непрямого вывода - рассуждение “от противного” (противоречащего)
- § 12. Индуктивные умозаключения и их виды Логическая природа индукции
- Математическая индукция
- Виды неполной индукции
- 2. Индукция через анализ и отбор фактов
- Понятие вероятности
- 3. Научная индукция
- § 13. Индуктивные методы установления причинных связей Понятие причины и следствия
- Методы установления причинной связи
- Метод сходства
- Если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. Метод остатков
- Если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления.
- § 14. Дедукция и индукция в учебном процессе
- Задачи к теме “Умозаключение”
- 3. Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
- Все летучие мыши - представители отряда рукокрылых.
- Глава VI логические основы теории аргументации
- § 1. Понятие доказательства
- Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация
- Виды аргументов
- § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства
- § 3. Понятие опровержения
- 1. Опровержение тезиса (прямое и косвенное)
- II. Критика аргументов
- III. Выявление несостоятельности демонстрации
- § 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях
- Правила по отношению к тезису
- Ошибки относительно доказываемого тезиса
- Правила по отношению к аргументам
- Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)
- Ошибки в форме доказательства
- 3. Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии);
- § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах
- Понятие о логических парадоксах
- Парадоксы теории множеств
- § 6. Искусство ведения дискуссии
- Задачи к теме
- 1Ушинский к. Д. Соб. Соч. М.-л., 1948. Т. 1. С. 397.
- 1Цит. По: Русская литература. Л., 1980. С. 55.
- 2Huкoлa Себастьен де Шамфор. Из максим и мыслей, афоризмов и анекдотов // Пер. С франц. Орел. 1991. С. 45,47-49.
- 3Смаллиан р. Как же называется эта книга? // Пер. С англ. М., 1981. С. 74,123.
- Глава VII аналогия и гипотеза. Их роль в учебном процессе
- § 1. Умозаключение по аналогии и его виды
- Строгая аналогия
- Нестрогая аналогия
- Ложная аналогия
- § 2. Гипотеза и ее виды
- Виды гипотез
- § 3. Построение гипотез
- Способы подтверждения гипотез бывают такие:
- Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе
- Глава VIII роль логики в процессе обучения
- § 1. Логическая структура вопроса
- Виды вопросов
- Предпосылки вопросов
- Правила постановки простых и сложных вопросов
- Логическая структура и виды ответов
- § 2. К. Д. Ушинский и в. А. Сухомлинский о формировании логического мышления в процессе обучения в начальной школе
- § 3. Развитие логического мышления младших школьников
- Обобщение:
- Ограничение:
- § 4. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения в средних и старших классах Развитие логического мышления учащихся на уроках литературы (из опыта о. Ю. Богдановой)
- Развитие логического мышления на уроках математики
- Глава IX методика преподавания логики в педагогических высших и средних учебных заведениях и школах
- § 1. Формирование логической культуры как условие гуманитаризации педагогического образования
- Формы активизации мыслительной деятельности , студентов в учебном процессе
- Семинары и самостоятельные работы студентов
- РРис.23
- Все лисицы - позвоночные.
- 2.Все птицы имеют оперение.
- Контрольные работы
- Вопросы экзаменационных билетов
- Кроссворд по теме “Понятие”
- Ответы на кроссворд
- Формы внеаудиторной работы со студентами
- § 2. Специфика методики преподавания логики в средних педагогических учебных заведениях: педучилищах, педколледжах, подклассах (из опыта работы)
- Кроссворд, составленный ученицей 11 класса Татьяной и.'
- Ответы на кроссворд
- По горизонтали:
- Ответы на кроссворд
- Тест айзенка (стр. 342-358)
- § 3. Методика повышения логической культуры учащихся начальной и средней школы (из опыта работы)
- II. Требования к оформлению работы
- 1. В письменном отчете о проведенной педпрактике по логике необходимо описать проведенные занятия с учащимися и сделать приложение по следующей схеме (см. Табл., с. 361).
- 1См.: Гетманова а.Д. Учебник по логике. Серия “Российский лицей”. М.,1994. С. 54-57.
- Задания по логике для студентов второго курса на период педагогической практики в 1987/88 учебном году
- Глава X этапы развития логики как науки
- § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассических логик
- Логика в Древней Индии
- Логика Древнего Китая
- Логика в Древней Греции
- Логика в средние века
- Логика эпохи Возрождения и Нового времени'
- Логика в России
- Математическая логика
- § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики
- § 3. Интуиционистская логика
- § 4. Конструктивные логики
- Конструктивные исчисления высказываний в. И. Гливенко и а. Н. Колмогорова
- Конструктивная логика а. А. Маркова
- § 5. Многозначные логики
- Трехзначная система Лукасевнча
- Отрицание Лукасевича
- Трехзначная система Гейтинга
- Импликация Гейтинга
- Две бесконечнозначные системы Гетмановой:
- § 6. Законы исключенного третьего и непротиворечия в неклассических логиках (многозначных, интуиционистской, конструктивных)
- § 7. Модальные логики
- § 8. Положительные логики
- § 9. Паранепротиворечивая логика
- Заключение
- 1. Предмет и значение логики.
- 2. Понятие.
- 3. Суждение.
- 4. Умозаключение.
- 5. Логические основы теории аргументации.
- Вопрос 260-265
- Еебулид 383
- ИвинА.А.97,43”
- ЛуллийР. 385 Львов м.Р. 273, 274, 275,293, 294, 299, 329 Льюис к. И. 434,435,436,437, 443,457
- Сократ 380,381
- Свинцов в. И. Логика. М., 1987.
- II. Популярная литература
- III. Литература по педагогическим приложениям логики