logo
Getmanova_A_D_-_Logika

1См.: Гетманова а.Д. Учебник по логике. Серия “Российский лицей”. М.,1994. С. 54-57.

360

361

Такая схема покажет ошибки в решении задач - их количество и типы, а также позволит выявить, какие задачи решены правильно.

2. Студент должен показать, на каких его собственных приме­рах производилось объяснение материала и дать правильное решение задач.

3. Работа должна содержать информацию о приемах работы студента-практиканта по формированию понятий (одного или двух), которые изучались на его уроках во время непрерывной практики.

4. Необходимо описать все типы логических ошибок, обнаруженных в ходе внеклассной экспериментальной работы по теме “Понятие” и на уроках в период их педпрактики (с указанием кон­кретных примеров ошибок учащихся).

5. Предъявить письменные работы учащихся, выполненные на стандартной бумаге, с указанием фамилии и имени учащегося, школы и класса, даты проведения.

6. Найти в журнале “Начальная школа” статьи, посвященные развитию логического мышления младших школьников, привести их название.

Письменный отчет покажет умение студента применять теоретические знания по логике в практике школьной работы.

В период непрерывной педагогической практики студенты IV курса факультета начальных классов провели по 2-3 занятия по теме “Понятие” с учащимися начальных классов в г. Москве, в том числе с шестилетками. Студенты проводили или отдельные уроки, или внеклассные занятия, или занятия в группе продленного дня. Такую же работу с учащимися 4-10 классов в период педпра­ктики провели студенты II курса педагогического факультета. Эту работу под моим руководством проводили 200 студентов, охватив в обучении более 2500 учащихся. Такие занятия по логике у детей вызвали эмоционально-оживленный интерес: дети наперебой стре­мились отвечать у доски, они с большим желанием решали пред­ложенные им задачи, обсуждали допущенные ошибки, эмоционально переживали неудачи. В своих подробных отчетах почти все сту­денты написали о необходимости проведения такой работы по ло­гике с учащимися по развитию их логического мышления. Сту-

362

денты вечернего отделения факультета начальных классов в 1987/88 учебном году провели такую же работу по теме “По­нятие” со своими учащимися. Ранее, разумеется, они не проводили этой работы. По отзывам студентов-вечерников (уже работающих много лет учителями в начальных классах), уче­ники 1, 2, 3 классов были очень активны на занятиях по логи­ке, и самим преподавателям эти занятия принесли большое моральное удовлетворение.

Мы рекомендуем во время педпрактики студентов в качест­ве одной из форм внеклассной работы (или работы на уроках) проведение занятий по логике с учащимися всех классов школы. Преподаватель логики пединститута должен подобрать за­дачи по теме “Понятие” с учетом факультета, на котором изу­чается курс логики, школьного класса, программы и содержа­ния школьного предмета, который будет преподавать студент-практикант.

В 1987/88 учебном году студенты II курса педфака впервые провели педпрактику по темам “Суждение” и “Умозаключение”. Они получили следующие задания.