logo
Getmanova_A_D_-_Logika

Задания по логике для студентов второго курса на период педагогической практики в 1987/88 учебном году

Рекомендуется провести 2-3 внеклассных занятия (или заня­тия в группе продленного дня) с учащимися 2-10 классов по темам “Суждение” и “Умозаключение”. Желательно сначала провести занятия, на которых объясняется материал, а затем -контрольного характера.

По теме “Суждение” рекомендуется объяснить следующий материал:

1. Определение суждения. Структура простого суждения.

2. Виды простых суждений.

3. Объединенная классификация простых категорических суж­дений по количеству и качеству (А, I, E, О).

4. Сложное суждение и его виды:

363

(a^b),(a b),(a ύ b),(a→b),(ab).

Отрицание суждения( ).

В зависимости от класса методика объяснения и приведения примеров разрабатывается самим студентом-практикантом. Для начальных классов она будет одной, для ср ύ едних - другой, а для старших (например, 10 и 11 классов) приближается к вузовской методике со внесенными практикантом упрощениями примеров. Приведем примерное объяснение материала для учащихся средних классов:

1. Определение суждения дано в учебнике (с. 12, 68). Приме­ры можно взять из учебника на с. 12,13,60 или сформулировать аналогичные. Затем следует предложить учащимся придумать свои примеры суждения.

2. Структура суждения: субъект, предикат, связка, кванторное слово - разъясняется на примерах. Следует обратить вни­мание на то, что субъект суждения и подлежащее не всегда сов­падают (аналогично - предикат суждения и сказуемое).

3. Объяснение видов простых суждений и суждений А, I, E, О, как нам представляется, не вызовет затруднений, поэтому с ме­тодикой работы над ними студент должен справиться самостоя­тельно, опираясь на настоящий учебник (см. с. 71-77).

Раздел “Сложное суждение и его виды” потребует введения логических знаков:

^,, ύ,→,,. Их можно объяснить на сле­дующих примерах (на объяснение потребуется 12-15 минут).

1. “Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит” (А. С. Пушкин). а ^ b ^ с (знак “ ^ ” обозначает союз “и”).

2. Этот юноша - футболист, или он шахматист. a b (“ ” - союз “или” нестрогий).

3. Я поеду на Юг поездом или полечу самолетом. а ύ b (“ ύ ” - союз “или” строгий: в каждый данный момент времени можно делать только одно).

4. Если будет хорошая погода, то мы пойдем на экскурсию. аb (“→ ”- союз “если,... то”).

364

5. а b (Знак “ ” обозначает “тождественно”, “эквивален­тно”) .

Ни один кит не является рыбой. Ни одна рыба не является китом.

6. Я завтра пойду на тренировку (а). Я завтра не пойду на тренировку( ).

Отрицание суждения а обозначается через . Учащиеся должны придумать свои примеры на каждый вид логических связок (1-6). После этого студент предлагает сво­им учащимся ряд задач, требующих записи сложного суждения в виде формулы. Например: 1. “Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо” (В. Маяковский). Формула (а^ b)→(с^ d). 2. Если я сегодня не подготовлю материал по истории, то я завтра не пойду на каток, а буду заниматься дома историей: а (^ с).

В качестве упражнений можно взять задачи данного учебни­ка, приведенные на с. 102-103, задание III (1-3), ответы для ко­торых будут следующими:

1. Формула первого сложного суждения: а ^ b ^ с; формула второго d ^ е. _

2. а^ b^ с^ d^ .

3. а^ b^ с.

Для учащихся старших классов можно в качестве примеров взять и задачи на с. 104-105, задание VII (1-7).

По теме “Умозаключение” рекомендуется объяснить следую­щий материал:

1. Определение и структура умозаключений.

2. Дедуктивные умозаключения:

а) категорический силлогизм;

б) энтимема;

в) условно-категорические умозаключения;

г) разделительно-категорические умозаключения;

д) конструктивные дилеммы.

Рекомендуем привести 2-3 примера правильно построенных категорических силлогизмов, дающих истинное заключение, и примеры неправильно построенных, дающих вероятное заключе­ние, и обратить внимание учащихся на возможные ошибки.

365

Все металлы теплопроводны. Все тигры полосатые.

Медь – металл. Это животное полосатое.

Медь теплопроводна. Это животное – тигр.

Учащиеся смогут привести аналогичные примеры. Энтимема объясняется школьникам на только что приведенных самим сту­дентом или учащимся примерах. Пропускается либо большая по­сылка, либо меньшая, либо заключение. Разъясняется, что мы мыслим каждый день с помощью энтимем и реже - с помощью категорических силлогизмов. Условно-категорические и раздели­тельно-категорические умозаключения разъясняются на приме­рах и строятся соответствующие формулы. Показываются при­меры на достоверные и на вероятные модусы условно-категори­ческих умозаключений на материале школьных учебников.

Разъясняя разделительно-категорические умозаключения, практикант должен обратить внимание, чтобы в разделитель­ной посылке были перечислены все возможные альтернативы, т. е. деление было бы полным (для отрицающе-утверждающего модуса).

Отчет студента о проведенной работе должен состоять из следующих разделов:

1. Описать проведенные с учащимися занятия.

2. Сделать анализ ошибок (по произвольной схеме).

3. Предъявить письменные работы учащихся с указанием фамилии и имени учащегося, школы и класса, даты проведения. Письменный отчет о проведенной работе по логике будет слу­жить одним из важнейших показателей при оценке знаний сту­дента по логике и свидетельствовать о его умении применить полученные логические знания на практике (связь теории с пра­ктикой), а поэтому будет учитываться при проведении экзамена или зачета по курсу логики.

Опыт проведения педпрактики по логике в школах г. Москвы показал, что многие учителя школ сами логику не изучали, не зна­ют ее применения в учебном процессе, а некоторые просто не понимают, зачем она нужна учащимся. Школьники встретили изу­чение логики с большим интересом, многие просиди студентов еще провести с ними такого рода занятия. Педагогам, как никому другому, надо развивать логическое, творческое мышление своих

366

учащихся, а они сами не изучали логики. Парадокс! Его можно и нужно разрешить. Преподаватель логики пединститута мог бы написать о результатах проведенной им новой, оригинальной ра­боты с учащимися средних и старших классов в журналы “Мате­матика в школе”, “История в школе”, “Физика в школе” и др. Так как в этих журналах публикуется мало статей о развитии логиче­ского мышления учащихся, то такая работа преподавателя логи­ки была бы очень актуальна, ценна и полезна как для учителей школ, так и для студентов пединститутов и педучилищ.

Студенты МПГУ им. В. И. Ленина. провели огромную ориги­нальную работу, которая только что была показана выше. Насколь­ко нам известно, в других педвузах подобная работа не ведется. 200 студентов смогли дать уроки по логике более 2500 учащимся.

Несколько лет назад мы сформулировали педагогическую ги­потезу - логику надо вводить как обязательный предмет в на­чальных классах средней школы. Хорошо логику воспринимают уже учащиеся 2 класса. Эта гипотеза подучила свое научное и методическое подтверждения. Чтобы ее подтвердить, автор дан­ного учебника начал преподавать логику сначала в 5, 8, 10 и 11 классах средней школы № 583 г. Москвы по своим программам. Следует отметить, что учащиеся как 8, так и 10 и 11 классов с одинаковой быстротой овладевают теоретическим материалом и решают логические задачи. Контрольные, проведенные по тем же вариантам и тем же задачам, которые давались для студен­тов I курса педвуза, свидетельствуют о том, что логику необходи­мо вводить в курс средней школы, и не в 11 классе, а раньше.

В той же школе в течение трех четвертей учебного года ло­гику преподавал доктор философских наук, профессор А. Л. Ни­кифоров в двух 10 классах экономического профиля. Его учащи­еся успешно овладели основами логики, с интересом решали задачи и приводили свои примеры на материале экономики.

Оригинальными были занятия по логике А. Д. Гетмановой в этой же школе с учащимися 5 класса. Это был годовой курс. Такой огромной заинтересованности, быстроты мышления и оригинальности я и не предполагала. Ученикам-пятиклассникам и мне эти уроки приносили настоящую интеллектуальную ра­дость, подъем, часто они не хотели уходить, хотя эти были

6-й и

367

7-й уроки. Начало было в 5 классе не совсем удачном: весь класс не “потянул” обязательный курс логики, поэтому мы пе­решли на факультативные занятия, которые посещали 10-12 человек. Но это были действительно заинтересованные ученики-энтузиасты, они настаивали на проведении уроков логики и боя­лись, что занятия могут прерваться.

Материал по логике пятиклассникам я специально давала по программе, приближенной к 10 классу, и они все понимали, реша­ли, приводили массу оригинальных примеров, рассуждений. Это часто был праздник мысли, интеллекта и для них, и для меня.

Особенно эффективны были последние два урока, когда мы решали задачи из книги известного психолога Г. Айзенка “Про­верьте свои интеллектуальные способности” (Рига., 1992). Некоторые задачи воспроизведены здесь в фотокопии. Пяти­классники решали их быстрее, интереснее, чем взрослые. В кни­ге Айзенка написано, что эти задачи предназначены людям от 18 до 50-60 лет, но мои 11-летние ученики смело опровергли знаменитого автора: они отлично справлялись с задачами, лишь изредка заглядывая в данный в книге ответ, если не могли ре­шить задачу.

Все учащиеся 5 класса получили годовой зачет с оценкой “от­лично”. Я же получала огромный эмоциональный положитель­ный заряд от каждого общения с этими ребятами (в основном этот были мальчики и 3 девочки). Ум у пятиклассников острый, подвижный, незакостеневший.

Ученики 10 класса школы № 248 (школа с профилирующим преподаванием английского языка), где логика преподавалась мною факультативно, также поразили меня своей общей эруди­цией, большим чувством юмора. Уроки по логике часто прохо­дили очень весело, проводилось много остроумных примеров, анекдотов из литературных источников, веселых историй из школьной жизни. Впечатление от этих уроков осталось самым светлым, иногда они живее схватывали материал и реагировали даже острее, чем отдельные студенты.

Однако, формирование логической культуры желательно начи­нать не со старших, а с первого класса начальной школы. Мой опыт преподавания логики в трех школах г. Москвы и Московской

368

области в 1,2,3,4,5 классах убедительно доказал, что ученики начальных классов успешно овладевают логическими знания­ми. Уроки базируются на большом, ярко иллюстрированном ху­дожественном материале из детских народных сказок, детской художественной литературы, природоведения, математики и других предметов.

Неоднократные наблюдения в течение последних лет моего преподавания логики в начальных классах показали, что учени­кам 1-3 классов доставляет интеллектуальное удовольствие ре­шение задач на нахождение отношений между понятиями (напри­мер, “игрушка”, “заводная игрушка”, “заводной автомобиль”, “кукла”, “кукла Барби”). Используя разноцветные кружки (круги Эйлера), приготовленные ими на уроках труда, дети решают аналогичные задачи. Уже на первом и втором уроках первоклассни­ки в стихотворении находят понятия и суждения, почти безошибо­чно отличая одну форму мышления от другой. В дальнейшем они придумывают свои примеры на различные виды умозаключений. Сложные суждения учащиеся выражают формулами типа (^)→(с ύ d) или более сложными и, наоборот, на основе пред­ложенной формулы дают пример своего сложного суждения.

На уроках решались шарады, отгадывались загадки и кроссвор­ды, применялись многочисленные ярко раскрашенные рисунки, из­готовленные студентами педагогических университетов г. Моск­вы, пелись песни, использовались подвижные игры и другие разнообразные методы обучения.

Курс логики в средней школе изучается в основном в 10 и 11 классах. Опыт такого преподавания намного шире, чем у млад­ших школьников. Имеется программа для общеобразовательных учреждений “Логика” (58 часов), которая рекомендована Глав­ным управлением развития общего среднего образования Мини­стерства образования Российской Федерации (М., Просвещение, 1994). В соответствии с этой программой написано учебное посо­бие “Логика, 10-11-е классы”, в которой наряду с теоретически­ми разделами даются задачи по курсу логики и занимательные задачи. Авторами являются доктора философских наук, профес­сора А. Д. Гетманова, А. Л. Никифоров, М. И. Панов, А. И. Уемов, Б. Л. Яшин.

369

Ученики 10-11 классов школы № 356 и Люблинской гимна­зии (г. Москва) изготовили много интересных, оригинально ил­люстрированных работ и наглядных пособий, а после изучения спецкурса по теории аргументации учащиеся гимназии провели ряд диспутов на молодежные темы.

В. А. Ширнин преподает логику в общеэстетичесиой школе-гимназии № 676 г. Москвы и средней школе № 26 г. Воскресенска главным образом в 10-11 классах и в 5-8 классах. В. А. Ширнин применяет необычные формы ведения уроков и подбирает запоминающиеся примеры для иллюстрации теоретического ма­териала. Два года в школе-гимназии № 676 ребята в качестве экзамена по выбору сдают логику в форме защиты рефератов на темы: “Логические основы формирования понятий (на осно­ве понятия “мода”)”, “Популярное объяснение младшим школь­никам, что такое умозаключение и дедукция (с иллюстрациями автора) и др.

В марте 1994 года Ширнин провел трехдневный семинар для 30 учителей Воскресенского района, желающих преподавать логику в школе. Ведущий семинара Ширнин получил положительные от­зывы, и слушатели изъявили желание продолжить эти занятия. Уча­стники семинара высоко оценили указанное выше учебное посо­бие по логике для 10-11 классов и выразили готовность заниматься по данному пособию с учащимися своих школ.

Преподаватель Л. П. Заросилова в Московском музыкально-театральном лицее в течение 1991/92 уч. г. проводила экспери­мент по преподаванию логики учащимся 1-11 классов. Были от­мечены успехи учащихся и их определенный, логически оформленный стиль высказывания по общим и по специальным предметам: театроведению, сольфеджио, ритмике, эстетике и др.

Итак, материал, изложенный в этой главе, позволяет сделать вывод, что логику как обязательный предмет надо вводить в средней школе и во всех типах педагогических учебных заведе­ний, ибо логика лежит в основе гуманитаризации системы на­родного образования. И это - главное направление логического образования.

В соответствии с ним изложен материал в данном учебни­ке. Другое направление заключается в том, чтобы дать лишь

370

основы логических знаний и сделать это в процессе преподава­ния школьных дисциплин: математики, информатики, русского языка, физики, биологии, истории, литературы и др. Однако на­копленного опыта такого обучения на сегодняшний день недос­таточно. И хорошо, что работа в этом направлении ведется.

Преподает логику во взаимосвязи с информатикой Путилло Л. В. (лицей, г. Лобня Моск. обл.). В школах г. Москвы преподают логику во взаимосвязи с информатикой учителя: Бримечкова В. А. (шк. № 134), Горшкова Г. В. (шк. 947), Танцорова М. В. (шк. № 639), Трофимова М. В. (шк. № 876). Ничикова Е. В. связывает преподава­ние логики с психологией, а Курчаткина И. Е. (шк. № 134) логические знания дает на уроках физики. Тихомирова О. В. преподает логику студентам-юристам в тесной связи с юриспруденцией, правом и дру­гими юридическими знаниями, знаниями. Учитель школы № 931 г. Москвы Миронова Е. В. преподает логику в 11 педклассе, связывая логические знания с материалом русского языка и литературы. Щеколдина Н. С. (шк. № 789) в 5-7 и 11 классах на уроках русского языка использовала правила определения понятий, дихотомическое деление, классификацию понятий, обобщение и ограничение понятий, показывала нарушения логического закона тождества. На уроках ли­тературы она подробно анализировала приемы, сходные с определе­нием понятий, обращалась к объяснению аналогии, учила находить и формулировать дилеммы, стоящие перед литературными героями.

Таким образом, повышение логической культуры школьников может осуществляться либо посредством систематического преподавания логики в 1-11 классах, либо путем введения ее основ при изучении отдельных предметов. Необходимо совер­шенствовать эту важнейшую научно-методическую работу по обоим направлениям.