logo
Getmanova_A_D_-_Logika

Все летучие мыши - представители отряда рукокрылых.

Все представители отряда рукокрылых - животные.

Все животные обладают обменом веществ.

Все летучие мыши обладают обменом веществ.

202

  1. Все, что способствует прогрессу общества, полезно.

Подлинное искусство способствует прогрессу общества.

Значит, подлинное искусство полезно.

Опера Н. А. Римского-Корсакова “Царская невеста” - подлинное искусство.

Опера Н. А. Римского-Корсакова “Царская невеста” полезна.

  1. Все, что требует мужества и героизма, есть подвиг.

Первый полет человека в космос требовал мужества и героизма.

Первый полет человека в космос есть подвиг.

Подвиги бессмертны.

Первый полет человека в космос есть подвиг.

Первый полет человека в космос бессмертен.

VI. Определить вид умозаключения, написать формулу, проверить, является ли она законом логики.

  1. Если весна наступила, то в фермерском хозяйстве предстоит много работ.

Весна не наступила.

В фермерском хозяйстве не предстоит много работ.

2. Если на заводе повысится производительность труда, то возрастет рентабельность производства.

Если возрастет рентабельность производства, то снизится себестоимость произведенной продукции.

Если на заводе повысится производительность труда, то на нем снизится себестоимость произведенной продукции.

3. Если подземная вода в местах обнажения выходит наружу, то образуется

родничок.

Подземная вода в местах обнажения вышла наружу.

Образовался родничок.

  1. Если магнит нагреть, то он размагнитится.

Магнит размагнитился.__________

Магнит нагрели.

  1. “Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись” (А. С. Пушкин).

Жизнь тебя обманула._________________________

Ты не печалься, не сердись.

6. Постройте условно-категорическое умозаключение, первой посылкой которого является следующее высказывание И. В. Гете, процитированное Ю. П. Азаровым в книге “Искусство воспитывать” (М., 1985): “Если хочешь, чтобы твои наставления влияли

203

действительно благотворно на твоих учеников, предостерегай их от бесполезных знаний и ложных правил”.

7. Придумайте умозаключение, построенное по формуле:

((a→b) ^ ) .

VII. Постройте условно-категорическое умозаключение на основе следующих пословиц русского народа'.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Бояться несчастья - и счастья не будет (вариант: не видать).

Что с возу упало, то пропало.

Люди рады лету, пчела рада цвету.

На красный цветок и пчела летит.

От одного порченого яблока целый воз загнивает.

Куда один баран, туда и все стадо.

В умной беседе ума набраться, в глупой - свои растерять.

Напряталась матка от деток - напрячутся и детки от матки.

Где дым, там и огонь. Огонь без дыму не живет.

Кто о ком за глаза худо говорит, тот того боится.

Неправдой нажитое впрок не пойдет.

Неправедное богатстве прахом пойдет.

VIII. Постройте условно-категорическое умозаключение на основе следующего сложного суждения: “Попробуй-ка научить сострадать, если человек с детства не страдал, если боится даже самой малой боли, пустякового неудобства и если его всю жизнь предохраняли от сострадания” (С. Алексеев).

Первая условная посылка этого умозаключения такая: “Если человек с детства не страдал, боится даже самой малой боли, пустякового неудобства, его всю жизнь предохраняли от состра­дания, то попробуй-ка научить этого человека сострадать”.

Формула этой посылки;

(^b^c^d)→е. Сформулируйте вторую посылку и заключение.

________________________________

'Даль В. Пословицы русского народа. Сборник. М,, 1957. С. 54, 58, 59,176, 181, 186, 187.

204

IX. Приведем пример рассуждений Шерлока Холмса из рассказа А. Конан Дойла “Пестрая лента”:

“В ее остановившихся глазах был испуг, словно у затравлен­ного зверя. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах уже блестела седина.

Шерлок Холме окинул ее своим быстрым всепонимающим взглядом.

- Вам нечего бояться, - сказал он, ласково погладив ее по руке.

- Я уверен, что нам удастся отстранить от Вас все неприят­ности... Вы приехали утренним поездом.

- Разве Вы меня знаете?

- Нет, но я заметил в Вашей левой перчатке обратный билет. Вы рано встали, а потом, направляясь на станцию, долго тряс­лись в двуколке по скверной дороге.

Дама вздрогнула и в замешательстве взглянула на Холмса,

- Здесь нет никакого чуда, сударыня, - сказал он, улыбаясь. -Левый рукав Вашего жакета, по крайней мере, в семи местах обрызган грязью. Пятна совершенно свежие. Так обрызгаться можно только в двуколке, сидя слева от кучера.

- Все так и было, - сказала она”.

Постройте два условно-категорических умозаключения, соот­ветствующие структуре

((а→b)^ а)b, взяв за основу приве­денные рассуждения Шерлока Холмса.

X. Определите вид умозаключения, напишите формулу, проверьте, является ли она законом логики.

  1. Водоемы бывают пресные или соленые.

Это озеро - пресный водоем.

Это озеро не является соленым водоемом.

  1. Светофор светит красным, или желтым, или зеленым цветом.

Сейчас светофор не светит ни красным, ни зеленым цветом.

Сейчас светофор светит желтым цветом.

3. У человека различают следующие виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Ведущее место у человека, как правило, занимает словесно-логическая память.

Ведущее место у человека, как правило, не занимают ни двигательная, н эмоциональная, ни образная память.

205

4.Иммунитет бывает или естественный, или искусственный.

Естественный иммунитет бывает или врожденный, или приобретенный.

Иммунитет бывает или врожденный, или приобретенный, или искусст­венный.

5. Придумайте умозаключения, построенные по таким фор­мулам:

((a ύ b)^ b)

((а ύ b) ^ ) → b

6. В “Словаре античности” (М., 1989) в статье “Шерсть” на­писано:Шерсть. Служила в античности основным текстиль­ным сырьем. Большую часть шерсти давали овцы, хотя исполь­зовалась также козья и верблюжья шерсть. Для производства разнообразных видов тканей разводились овцы различных по­род. Шерсть получали путем стрижки пинцетными ножницами, реже - выщипыванием”.

Постройте два разделительно-категорических умозаключе­ния, используя этот материал: а) на основании видов шерсти; б) на основании способов получения шерсти.

7. Правильно ли построено следующее разделительно-категори­ческое умозаключение? Если оно построено неправильно, то ука­жите, какая допущена ошибка.

Ученик в переводе предложения ошибся или из-за незнания грамматики язы­ка, или из-за отсутствия знаний о многозначности смысла переводимых слов.

Этот ученик ошибся в переводе предложения из-за незнания грамматики

языка.

Этот ученик не ошибался в переводе из-за отсутствия знаний о многознач­ности смысла переводимых слов.

XI. Определите вид дилеммы на примере, взятом из романа американского писателя Г. Мелвилла “Моби Дик, или Белый кит”, напишите ее формулу.

Несколько лет назад китобойцы одного корабля, охотившись на Белого кита, потерпели крушение. Вступив в бой с китом, все члены экипажа погибли, за исключением капитана. Капитан собирает новую команду китобойцев. Измученные долгим

206

плаванием, оставшись без продуктов, китобойцы, наконец, встре­чают Белого кита, который заманивает их во льды. Перед капи­таном стоит дилемма:

Если мы будем преследовать кита и далее, то мы, обессилев, можем погиб­нуть во льдах.

А если мы повернем назад, то Белый кит будет нападать на другие корабли.

Но мы можем его преследовать или повернуть назад.

Мы можем погибнуть во льдах или погибнут другие экипажи.

XII. В романе “Перстень Борджа” Джеймс X. Чейз описывает такую ситуацию. Чтобы пленникам выбраться из поместья Каленберга, есть четыре пути: идти на восток, или на юг, или на север или на запад. Это полилемма, состоящая из четырех альтернатив Постройте эту полилемму, которой соответствует формула:

((а→b)6(с→d)^(е→f)^(mn)^(a ύ c ύ e ύ m)) → (b ύ d ύ f ύ n).

Каленберг, открыв карту своего поместья, комментирует “Подход с востока перегораживает горный хребет. Вы не альпинисты, я бы не советовал двигаться в этом направлении. Дол жен предупредить, что зулусы - опытные скалолазы и быстро догонят вас. Не рекомендовал бы и юг. На карте показана река подходы к ней сильно заболочены, там полно крокодилов и змей Северная дорога относительно проста. Вы с ней хорошо знакомы. Однако двадцать моих зулусов постоянно патрулируют это участок... Они впустили вас, исполняя мое указание, но едва л) позволят вам уйти. Значит, остается лишь западная граница Пройти туда трудно, но возможно. Там нет воды, и хорошая тропа ведет к шоссе на Мейнвилль. До него сто двадцать мил1 придется спешить. Зулус, конечно, может догнать бегущую лошадь, но у вас в запасе три часа... В четыре утра вас освободят” (Здесь и далее курсив мой. - А. Г.).

Они выбрали южную границу, так решив стоящую перед ним полилемму: “Шли по узкой тропе, Гэрри решил, как перехитрит зулусов. Выбери они западный маршрут, исход охоты зависел бы от того, кто быстрее - они или зулусы, но преследователи могли обогнать лошадь. Идти на восток гибельно. Никто не умел лазить по горам. Северная дорога усиленно охранялась.

207

Оставалась лишь южная граница... болота, крокодилы, змеи, но зулусы вряд ли подумают, что они выбрали этот путь”.

XIII. Найдите в художественной литературе дилеммы и трилеммы военного и мирного времени. Опишите ситуацию, в кото­рой происходит действие, затем четко сформулируйте дилемму (трилемму), проанализируйте, какую из альтернатив выбрал че­ловек и каким оказался результат его выбора.

208