logo
Getmanova_A_D_-_Logika

Кроссворд по теме “Понятие”

По горизонтали: 2.. Вид отношения, в котором находятся поня­тия “школа” и “институт”. 3. Вид данных понятий (отрицательное или положительное): “невыгодная ситуация”, “неинтересный урок”, “безрадостное состояние”. 4. Прием, сходный с определением по­нятия, отраженный в этом отрывке из критического этюда И. А. Гон­чарова “Мильон терзаний” о Софье Павловне, героине комедии

3 23

А. С. Грибоедова “Горе от ума”: “Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота -все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга. В собственной личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию”. 6. Вид деления понятий в следующий примерах: “Вирусы бывают ДНК-содержащие и РНК-содержащие” “Цветковые растения делятся на однодольные и двудольные” 7. Логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. 8. Вид определения понятия в данном примере: “Аутсайдер - термин из зарубежной социальной психологии, обозначающий члена группы, отвергаемого ею по причине психологической несовместимости”. 13. Разновидность неявного определения, позволяющего выяснить содержание незнакомого слова, выражающего понятие, через контекст 14. Вид отношения, в котором находятся понятия “учащийся человек”, “старшеклассник”. 15. Вид понятий, где мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого.

По вертикали: 1. Вид понятия, в котором мыслятся пред­меты, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. 2. Вид данных понятий (собирательное или несобирательное): “лес”, “Государственная библиотека иностранной

324

литературы”, “созвездие Андромеды”. 3. Одна из логических операций в данном примере: композитор; русский композитор; рус­ский композитор и музыкальный критик; русский композитор и музыкальный критик, участник “Могучей кучки”; участник “Мо­гучей кучки” Цезарь Антонович Кюи. 5. Вид данных понятий (кон­кретное или абстрактное): “благородство”, “различие”, “горечь”. 6. Логическое действие, посредством которого объем исходного понятия (множество) распределяется на ряд подмножеств, исхо­дя из выбранного признака. 8. Вид определения понятия, в кото­ром место определяющего понятия занимает контекст, или набор аксиом, или описание способа построения определяемого объек­та. 9. Вид неявного определения понятия - такого, что определя­емый термин используется в выражении понятия, которое ему при­писывается в качестве его смысла. 10. Прием, сходный с опреде­лением понятия, в данном примере: “Борис и Глеб в истории Руси имеют большее значение не как сыновья Владимира Красного Солнышка, а как первые среди святых русской православной цер­кви”. 11. Название сравнимых понятий, объемы которых не сов­падают ни в одном элементе. 12. Вид понятия, содержание кото­рого можно отнести к каждому предмету данного класса, мысли­мого в понятии.