logo
Getmanova_A_D_-_Logika

Теоретическое и практическое значение логики

Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника и не зная пра­вил логики, подобно тому, как нередко люди правильно говорят, не зная правил грамматики языка. Но знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательно­сти и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.

Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении, в ходе подготовки к занятию, при написании сочинения, выступления, доклада; знание логики помо­гает заметить логические ошибки в устной речи и письменных произведениях других людей, найти более короткие и правиль­ные пути опровержения этих ошибочных мыслей, не допускать ошибок в своем мышлении.

В условиях научно-технической революции и возрастающего потока научной информации особое значение приобретает задача рационального построения процесса обучения в средней школе, вузе, колледже и др. Экстенсивные методы, предполагающие рас­ширение объема вновь усваиваемой информации, уступают мес­то интенсивным, предполагающим рациональный отбор из всего потока новой информации важнейших, определяющих компонен­тов. Необходимым условием внедрения новых методов обучения является развитие логической культуры педагогов и учащихся -овладение методологией и методикой научного познания, усвое­ние рациональных методов и приемов доказательного рассужде­ния, формирование творческого мышления.

Логическая культура - не врожденное качество. Для ее раз­вития необходимо ознакомление учителей, студентов педагоги­ческих вузов, педучилищ и педколледжей, а через них и уча­щихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обосно­ванные и оправдавшие себя методы и приемы рационального рассуждения и аргументации. Логика способствует становле­нию самосознания, интеллектуальному развитию личности, по­могает формированию у нее научного мировоззрения. Успеш­ное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи

18

в решающей степени зависит от учителя, от его личной убеж­денности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Профессия учителя требует постоянного творчества, неустан­ной работы мысли и совершенствования ее культуры, без чего невозможно завоевание авторитета учителя у учащихся. Для улучшения подготовки учительских кадров рекомендуется расширить преподавание логики, изучение которой поможет под­нять логическую культуру будущих учителей.

В науке, в полемике, в повседневной жизни, в обучении нам ежедневно приходится из одних истинных суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построен­ные доказательства. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументирован­ным, эффективным и продуктивным, помогает избежать оши­бок, что особенно важно для учителя.