logo
Getmanova_A_D_-_Logika

Глава I предмет и значение логики

Термин “логика” происходит от греческого слова gos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и использу­ется для обозначения как совокупности правил, которым подчиня­ется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осу­ществляется. Мы будем использовать термин “логика” в ука­занных двух смыслах. Кроме того, данный термин применятся для обозначения закономерностей объективного мира (“логика вещей”, “логика событий”). Этот смысл термина “логика” вы­ходит за пределы нашей книги.

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенно­сти мышления. Кибернетику интересуют аспекты мышления, которые связаны с быстрой и эффективной обработкой инфор­мации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (есте­ственного и искусственного), методы и приемы программиро­вания, проблемы математического обеспечения ЭВМ и др. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления про­цесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физиологию высшей нервной деятельности интере­суют физиологические основы мышления: процессы возбужде­ния и торможения, происходящие в человеческом мозге как ор­гане мышления.

С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мыш­ление как средство познания объективного мира, те его формы и

8

законы, в которых происходит отражение мира в процессе мыш­ления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изу­чаются философией, логика является философской наукой.

Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из мно­жества моментов, сторон, находящихся между собой в необхо­димой связи.

Диалектика, раскрывая содержание моментов познания, уста­навливает их взаимодействие и роль в ходе постижения истины. Она раскрывает общественную природу познания, активный харак­тер познавательной деятельности людей. А мышление рассматри­вается как в связи с пониманием истины (объективной, абсолют­ной и относительной), так и в плане изучения методов и форм научного познания (например, рассматриваются аксиоматичес­кие методы, методы формализации, математические методы, ве­роятностные методы, методы моделирования и др.).

Чтобы полнее выяснить значение логики как науки, необходи­мо рассмотреть мышление как предмет изучения логики.