logo
Getmanova_A_D_-_Logika

2.Все птицы имеют оперение.

Снегирь – птица.

Снегирь имеет оперение.

3.Все школьники сдают экзамены

Смирнов не является школьником.

Смирнов не сдает экзамены.

III. 1. Привести свои примеры полисиллогизмов и соритов.

2. Определить вид следующих умозаключений, составить их схему.

а). Все, что развивает интеллект, полезно.

Книги по логике развивают интеллект.

Книги по логике полезны.

Учебник логики - книга по логике.

Учебник логики полезен.

б). Все звезды суть небесные светила.

Солнце - звезда.

Солнце - небесное светило.

Все небесные светила имеют скорость движения и орбиту.

Солнце - небесное светило.

Солнце имеет скорость движения и орбиту.

в). Все, что способствует знакомству ребенка с окружающей средой, не­обходимо.

Игра способствует знакомству ребенка с окружающей средой.

Значит, игра необходима.

Дидактическая игра есть игра.

Значит, дидактическая игра необходима.

Музыкальная игра есть вид дидактической игры.

Музыкальная игра необходима.

310

г). Собственное имя пишется с заглавной буквы.

Название реки - собственное имя.

Ока - название реки.

Ока пишется с заглавной буквы.

IV. 1. Придумайте два условно-категорических умозаключе­ния: одно - построенное по modus ponens, другое - по modus tollens; и два умозаключения, дающие вероятное заключение.

2. Определите вид умозаключения, напишите формулу, дока­жите, является ли она законом логики.

а). Если будет применена новая техника, то повысится производительность труда.

Новая техника применена.________________________

Повысится производительность труда.

б). Если студентка сдаст сессию досрочно, то она поедет вожатой в лагерь.

Студентка поехала вожатой в лагерь.

Вероятно, студентка сдала сессию досрочно.

V. 1. Придумайте одно чисто разделительное умозаключе­ние. Придумайте разделительно-категорические умозаключения, построенные по утверждающе-отрицающему и отрицающе-утверждающему модусам.

2. Определите вид умозаключения, напишите формулу, дока­жите, является ли она законом логики:

а). Прилагательные бывают или качественными, или относительными, или притяжательными.

Данное прилагательное не относится ни к качественным, ни к относи­тельным.

Данное прилагательное притяжательное.

6). Величины делятся на переменные или постоянные.

Данная величина является постоянной.

Данная величина не является переменной.

в). Память ЭВМ бывает внутренней или внешней.

Данная память ЭВМ не является внутренней.

Данная память ЭВМ является внешней 311

VI. 1. Найдите в литературе или придумайте примеры четырех различных видов дилемм: простой конструктивной, сложной конструктивной, простой деструктивной и сложной деструктивной, а также некоторых видов трилемм.

2. Определите вид умозаключения, напишите схему и фор­мулу.

а). Если я попытаюсь бежать из плена, то я могу погибнуть, а если я оста­нусь в плену, то я тоже могу погибнуть.

Я могу попытаться бежать из плена, или я могу остаться в плену.

Я могу погибнуть.

б) В книге “Ладожский экзамен” Л. И. Баркович вспоминает:

Ладожская дорога, “дорога жизни”, была фронтом. Направляясь в Ленинград по Ладожскому озеру, Иван Игнатьевич Баркович, будучи шофером грузовой машины, взял с собой сына Леонида, так как вторую машину - полуторку - вести было некому. В ав­токолонне сын двигался за машиной отца. Дорога была опасна. Враг держит ее под огнем, лед расходится, образуя просветы. Вдруг машина отца остановилась - оказалось, кончился бензин.

Леонид Баркович рассуждает:

“У моей машины горючее тоже было на исходе. Переливать половину оставшегося бензина в бак отцовского “газика” было глупо - горючее могло кончиться раньше, чем мы добрались бы до берега.

Поехать вперед, сообщить, что тут стоит машина? Но по­мощь может прийти поздно...

Взять на буксир его машину - лед мог не выдержать”.

Леонид принял решение: “Давай трос! На буксире у меня пой­дешь!” Добрались благополучно.

Схема этой сложной конструктивной трилеммы:

a b,cd,e f; a ύ c ύ e

b ύ d ύ f

Формулa

((a b)^( cd )^(ef)^(a ύ c ύ e)) → (b ύ d ύ f).

312

Приведенные здесь дилемма и трилемма военных лет по­казывают героизм, мужество, находчивость и преданность за­щитников отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Желательно, чтобы студенты точно цитировали из книги си­туацию, в которой происходит действие, затем сами четко фор­мулировали ее, писали о том, какую из альтернатив принял чело­век и каким оказался результат его решения.

В конце изучения тем “Понятие” и “Суждение” рекоменду­ем провести одну контрольную работу, а после темы “Умозак­лючение” - другую.