logo
Getmanova_A_D_-_Logika

Логическая структура и виды ответов

1. Ответы на простые вопросы. Ответ на простой вопрос первого вида (уточняющий, определенный, прямой, “ли”-вопрос) предполагает одно из двух: “да” или “нет”. Например: “Является ли Александр Дюма-отец автором романа “Двадцать лет спус­тя”?” (ответ: “да”).

Ответ на простой вопрос второго вида (восполняющий, непря­мой, “к”-вопрос) требует привлечения точной, исчерпывающей информации (о времени, месте, причинах, результатах события, природного явления и других факторах).

2. Ответы на сложные вопросы. Ответ на сложный конъ­юнктивный (соединительный) вопрос требует ответа на все про­стые вопросы, входящие в сложный. Например: “Верно ли, что настойку женьшеня применяют в качестве тонизирующего сред­ства при гипотонии, переутомлении, неврастении?” (ответ: “да”, “да”, “да”).

При ответе же на сложный дизъюнктивный (разделительный) вопрос часто достаточно дать ответ лишь на один или несколько из составляющих его простых вопросов (на одну альтернативу). Например, на вопрос: “Предпочитаете ли Вы летом путешество­вать или отдыхать у речки?” - ответом будет суждение: “Я пред­почитаю летом отдыхать у речки”.

Как уже отмечалось в начале параграфа, роль вопроса весьма важна и в обучении. При ответе на вопрос учащийся должен вы­явить предпосылки вопроса и установить, истинны они или лож­ны. При ложных предпосылках вопрос должен быть отвергнут как некорректный, т. е. неправильно поставленный, например: “Все

264

ли гейзеры - вулканы?”. Корректные вопросы вызывают актив­ную мыслительную деятельность учащихся, если в них заключе­но оптимальное количество неопределенности. Если вопрос содержит слишком большую неопределенность, то он ставит ученика в значительное затруднение. Вопросы “легкие”, с малой неопре­деленностью позволяют учащимся ответить словами учебника, не требуют исследования, рассмотрения частных случаев.

Например, вместо вопроса: “Сколько окружностей можно про­вести через три точки, не лежащие на одной прямой?” (легкий ответ - “одну”) - лучше поставить такой вопрос: “Существует ли окружность, проходящая через три точки?”, так как готового ответа на него в учебнике нет и учащиеся сами рассматривают различные случаи расположения трех точек (на одной прямой или не на одной прямой). Учащихся затрудняют ответы на неоп­ределенные вопросы, например: “Что можно сказать о тре­угольнике ABС?”, или “Какими свойствами обладает трапеция?”, или “Какими свойствами не обладают кубы?”