logo
Getmanova_A_D_-_Logika

Приемы, сходные с определением понятий

Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий – приёмы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.

Описание состоит в перечислении внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описание дает чувственно-наглядный образ предмета, который человек может составить с помощью творческого или воспроизводящего представления. Описание включает как существенные, так и несущественные признаки. Приведем возможное описан картины Рафаэля Санти “Сикстинская мадонна”: “Мадонна с сыном на руках, легко ступая по облакам, несет его людям. В ее лице -

47

предвидение неизбежной гибели сына и в то же время готов­ность принести его в жертву во имя блага человечества. Взгляд младенца не по-детски серьезен. Сикстинская мадонна - оли­цетворение тревоги и скорби. Ее образ обладает большой нрав­ственной силой”.

Описания широко применяются в различных жанрах художест­венной литературы (например, описание Л. Н. Толстым внешности Анны Карениной, описание Н. В. Гоголем внешнего облика Плюш­кина, Собакевича и других литературных героев, описание Стефа­ном Цвейгом облика Оноре Бальзака, облика его отца и других людей, описание пейзажей, деревьев, птиц и т. д.), в исторической литературе (описание Куликовской битвы, описание обликов воена­чальников, монархов и других личностей); в специальной техничес­кой литературе приводятся описания внешнего вида машин, в том числе ЭВМ, описания конструкций различных предметов (напри­мер, замков, электрохолодильников, электронагревательных прибо­ров и др.). Часто даются описания растений, животных, полезных ископаемых.

При розыске преступников дается описание их внешности, и в первую очередь особых примет, чтобы люди могли их опоз­нать и сообщить об их месте нахождения.

Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутрен­них существенных свойств человека, явления, предмета, а не опи­сание его внешнего вида. Иногда она дается путем указания од­ного признака. К. Маркс называл Аристотеля “величайшим мыс­лителем древности”, а Луначарский характеризовал Клима Самгина (героя романа М. Горького) как “микроскопическую индиви­дуальность на больших каблуках самомнения”. К. Д. Ушинский писал: “Леность - это отвращение человека от усилий”.

В книге рекордов Гиннеса (1988 г.) даны такие характеристи­ки: “Сергей Бубка (СССР). Первый прыгун с шестом, преодолев­ший шестиметровый рубеж”; “Сэр Эдмунд Хиллари (Новая Зе­ландия). Его выдающееся достижение заключается в том, что он первым покорил Эверест”; “Самая дорогая картина “Подсолну­хи”, одна из серии 7 картин Винсента ван Гога, была продана на аукционе Кристи 30 марта 1987 г. в Лондоне за 22 500 000 ф. ст.”'.

_____________________________

'Книга рекордов Гиннеса (1988). М., 1989. С. 6, 87.

48

Характеристика литературных героев дается путем перечисления их деловых качеств, моральных, общественно-политических взглядов, а также соответствующих действий, черт характера и темперамента, целей, которые они ставят перед собой. Характеристика этих персонажей позволяет четко, метко подметить типичные черты того или иного собирательного образа.

Велика роль труда в жизни человека. Необходимый для существования человеческого общества, он не менее важен для становления самой личности, ибо формирует такие качества как самостоятельность, инициативность, деловитость, твердость характера. Известный русский педагог К. Д. Ушинский дал труду такую характеристику: “Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного незаметного самоуничтожения, п которой человек быстро спускается до детских прихотей ил” скотских наслаждений. На той и на другой - дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд - личный, свободный труд - и есть жизнь”'.

Часто применяется сочетание описания и характеристики. Оно используется при изучении химии, биологии, географии, истории и других наук. Например: “Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, темного цвета, с резким запахом. Главное свойство нефти - горючесть. При сгорании нефть дает больше тепла, чем каменный уголь. Нефть залегает глубоко в земле”. Этот прием часто используется и в художественной литературе.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род и видовое отличие.

___________________________

1Ушинский К. Д. Собр. соч. М.- Л., 1948. Т 2. С 339-340. 49

Объяснение понятия “животный мир пустыни” происходит путем перечисления видов ее обитателей: верблюд, антилопа-джейран, черепаха, ящерица варан, кулан и др. Понятие “полезное ископаемое” объясняется перечислением видов (при­меров): нефть, каменный уголь, металлы и др. Разъяснение по­средством примера используется и в средней школе, и в начальной.

В учебнике “Природоведение” для 2 класса этот прием исполь­зован так: “Солнце, небо, облака, земля, камни, дождь, снег - это неживая природа. Растения, животные, человек - это живая при­рода. Помни, что животные - это и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и черви”'. Вме­сто определения понятий “неживая природа”, “живая природа” и “животное” использован прием разъяснения путем примера.

Разновидностью этого приема являются остенсивные определения, к которым часто прибегают при обучении иностран­ному языку, когда называют и показывают предмет (или картин­ку с его изображением). Так же иногда поступают при разъясне­нии непонятных слов родного языка.

Другим приемом, заменяющим определение понятий, явля­ется сравнение — установление сходства сопоставляемых пред­метов. “Река - это поистине вечно длящийся карнавал, и всякий месяц она может похвалиться новыми красками” (Р. Эмерсон). “Якорь уже вышел из воды, он висит на цепи, как огромный мор­ской краб” (Т. Тэсс). К сравнению прибегают как на уровне на­учного познания, так и на уровне художественного отображения действительности. В. А. Сухомлинский использовал сравнение мозга ребенка с цветком розы: “Мы, учителя, имеем дело с са­мым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в приро­де, - с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, пред­ставляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайше-

__________________________

'Клепинина 3. А. Природоведение. 2 класс. М., 1977. С. 5.

50

му и нежнейшему в природе - к мыслящей материи растущего организма'”.

В науке сравнение позволяет выяснить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: “Тело медузы студенистое, похожее на зонтик”, “Почки - небольшие парные органы, имеющие форму бобов”; “Цветок гороха напоминает сидящего мотылька”; “Завязи пестиков шиповника скрыты в разросшемся цветоложе, похожем на бокал”. Во всех приведенных сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма.

Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство. М. Горький использует такое сравнение: “Грубость - такое же уродство, как горб”.

Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: “как”, “как будто”, “словно” и др.

Приведем три сравнения людей с животными, которыми пользуется Агата Кристи при характеристике героев в детективном романе “Десять негритят”: “Филипп... двигался легко и бесшумно, как ягуар. И вообще во всем его облике было что-то от ягуара. Красивого хищника - вот кого он напоминал”; “Судья... обвёл глазами собравшихся и, вытянув шею, как разъяренная черепаха, сказал: “Я думаю, настало время нам поделиться друг с другом своими сведениями”; “Прикрытые складчатыми, как у ящера, веками глаза остановились на его лице”.

В. Набоков в рассказе “Весна в Фиальте” использует такие интересные сравнения: “...Елки молча торговали своими голубоватыми пирогами”; “...Кто-то, спасаясь, падая, хрустя, хохоча с запышкой, влез на сугроб, побежал, охнул сугроб, произвел ампутацию валенка”; “...Точно женская любовь была родниковой водой, содержащей целебные соли, которой она из своего ковшика охотно поила всякого, только напомни”.

Артур Конан Доил в одном предложении использует сразу три приема, заменяющие определение (приводит описание, характеристику и ряд сравнений): “Стоит мне и теперь закрыть глаза, Мари

____________________________

'Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. С. 87.

51

встает передо мной: щеки смуглые, как лепестки мускатной розы; взгляд карих глаз нежен и в то же время смел; волосы черные, как смоль, будят волнение в крови и в стихи просятся; а фигурка -точно молодая березка на ветру”.

Различение - установление отличия данного предмета от сходных с ним предметов: “Быть моряком - это не только про­фессия. Это страсть, призвание, это клятва в верности морю”. “Человек бесхарактерный - это не человек, а неодушевленный предмет” (Н. С. де Шамфор).