РРис.23
297
Очень важно приучить студентов приводить 2-3 конкретных примера на каждую часть изображенных здесь кругов Эйлера. Заштрихованную на рис. 23 часть можно проиллюстрировать примером пожара, который является стихийным бедствием, но не явлением природы, т. е. который возник в результате взрыва зажигательной бомбы, или огромный пожар, возникший на нефтеперерабатывающем заводе, ставший стихийным бедствием. Студенты иногда думают, что все стихийные бедствия суть явления природы, поэтому следует привести примеры социальных стихийных бедствий.
Вторая задача. Даются следующие понятия: “молния”, “поджог”, “причина пожара”, “пожар”, “взрыв атомной бомбы”. Решение с помощью кругов Эйлера выглядит так (рис. 24).
Вертикально заштрихованная часть означает, что некоторые пожары могут стать причиной другого пожара (более обширного), т. е. пожар перекинулся на другие объекты, если его сумели
Рис. 24
Решение задач на выяснение отношений между понятиями можно осуществлять и другим путем. Дать чертеж, как, например, на рис. 25, и предложить студентам подобрать конкретные понятия вместо переменных А, В, С,
298
обозначающих объемы понятий т.е. классы или множества).
Отношение противоположности (контрарности) и противоречия (контрадикторности) двух понятий целесообразно связать с антонимами, которые широко используются в школьном обучении (“храбрость” - “трусость”, “ненависть” - “любовь”, “покорность” - “непокорность”, “ясность” - “неясность” и др.). Можно использовать, например, “Словарь антонимов русского языка” М. Р. Львова, в котором приведено около 2000 антонимических пар и дана их классификация.
В теме “Понятие” раздел “Определение понятий” нам представляется одним из основных, ибо в любом школьном или вузовском учебнике всем основным понятиям даются определения. Необходимо предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики. К сожалению, иногда правила явных определений, которые должен четко усвоить каждый будущий учитель и выполнять в своей педагогической работе, нарушаются на уроках при объяснении материала и даже в школьных учебниках. В ходе семинаров рекомендуется решить значительное число задач, в которых надо дать характеристику (указать вид, состав, правильность) предложенных определений (как правильных, так и неправильных) и при необходимости указать, какие правила определений были нарушены (например: “Ботаника - наука, изучающая все о растениях” ; “Печень - крупный орган массой 1,5 кг”; “Футуризмом называют одно из декадентских художественных течений начала XX века” и др.).
Все понятия не могут быть определены (в этом и нет необходимости), поэтому надо знать приемы, сходные с определением понятий (описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение). Можно рекомендовать студентам самим дома подобрать интересные примеры, иллюстрирующие эти приемы. Проверка самостоятельных письменных работ
299
свидетельствует о том, что студенты находят примеры разнообразных выразительных средств в русском языке, метких сравнений, ярких описаний и характеристик. Желательно, чтобы студенты эти приемы, заменяющие определения, иллюстрировали материалом, взятым из школьных учебников (в соответствия профилем факультета) или из художественной, общественно-политической, научной и другой литературы.
Раздел “Ограничение и обобщение понятий” вызывает у студентов наибольшие затруднения, ибо этот материал имеет в значительной степени содержательный характер и решение задач требует фактических знаний. Проверка контрольных работ показывает, что в этом разделе ошибок у студентов еще много: они пропускают промежуточные понятия при обобщении или ограничении данного понятия; полагают, что если они написали имя и фамилию какого-то видного спортсмена (при ограничении понятия “спортсмен”), то это является единичным понятием, хотя такую же фамилию и имя могут иметь и не спортсмены; вместо вида при ограничении иногда указывают часть целого. Приходится неоднократно подчеркивать, что при обобщении и ограничении понятий мы переходим от рода к виду, а не от целого к его части.
В учебниках по всем школьным предметам, кроме множества определений, встречаются разнообразные примеры, иллюстрирующие деление понятий или их классификацию. Правила деления понятий (соразмерность деления; деление должно проводиться только по одному основанию; члены деления должны исключать друг друга; деление должно быть непрерывным, т. е. нельзя делать скачка в делении) методически изучаются в первую очередь, также с использованием примеров, взятых из школьных учебников. Эти примеры студенты подбирают самостоятельно, что способствует более тесной взаимосвязи изученного теоретического материала с их будущей учительской работой. Интересно то, что отличающееся от деления мысленное расчленение целого на части лучше всего иллюстрируется примерами из школьных или вузовских учебников (например: “В скелете человека различаются отделы: скелет головы, туловища и конечностей” или “Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки” и др.). В моих учебниках по логике имеется раздел “Использование естественных классификаций в средней школе”, где приведены при-
300
меры из различных школьных дисциплин, ибо ни одна из них не может обойтись без соответствующих естественных классификаций.
В теме “Суждение” значительное место занимает раздел “Распределенность терминов в категорических суждениях”. Студенты не сразу справляются с этим материалом. Приходится тщательно работать, чтобы сначала привести суждение к четкой логической форме, а потом найти субъект и предикат суждения. Некоторые суждения можно приводить к различным логическим формам, поэтому и решений будет не одно, а больше.
Раздел “Распределенность терминов в суждениях” имеет сугубо содержательный, а не формальный характер, ибо берутся конкретные понятия, выражающие S и Р, поэтому в каждом случае осуществляется конкретный анализ понятий. Этот анализ заставляет студентов четко формулировать суждения и выявлять входящие в него понятия.
В одном из самых распространенных видов умозаключений -категорическом силлогизме - знание распределенности терминов в категорических суждениях поможет отличать правильно построенные умозаключения от неправильно построенных.
В теме “Суждение” студенты строят таблицы истинности и с их помощью доказывают, является ли формула тождественно-истинной (законом логики) или не является. Все студенты с этой работой справляются успешно (исключений или не бывает, или единичные случаи), поэтому мы не останавливаемся на данном материале. Рекомендуем лишь соблюдать алгоритм при заполнении колонок для переменных а, b, с, d и использовать различные цвета для обозначения И (истина) и Л (ложь): это очень наглядно, и легко проверять работу. Мы здесь не останавливаемся и на методике работы со сложными суждениями, ибо о них говорили в первой теме.
Анализируя деление суждений по модальности, преподаватель предложит студентам определить вид модальности в суждениях, представленных в качестве задач в учебнике по логике, или в школьных учебниках, или найденных в литературе преподавателем; кроме этого, надо предложить студентам самим найти и выписать модальные суждения, содержащие различные модальные операторы.
301
В теме “Умозаключение” особое внимание рекомендуем уделить категорическому силлогизму и энтимеме (ибо они почти ежедневно встречаются в нашем мышлении), а также условно-категорическим и разделительно-категорическим умозаключениям.. Студенты должны четко усвоить modus ponens и modus toilet вероятные модусы условно-категорического умозаключения, уметь иллюстрировать их своими примерами. В целом, нам представляется эффективным приемом усвоения многообразных видов дедуктивных умозаключений нахождение своих примеров на каждый из изученных видов. Кроме решения задач на двух семинарах, желательно, чтобы студенты подготовили самостоятельную домашнюю работу с подобранными ими различными видами умозаключений. Особый интерес у студентов вызывают дилеммы, в том числе дилеммы военных лет и дилеммы, стоящие перед литературными героями. Дилеммы очень часто встают и перед студентами. Эта тема предоставляет большой материал для проведения воспитательной работы со студентами, показа героизма, самоотверженности советских людей в период Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу) и в мирное время. В предложенных планах семинаров и в учебнике даны много-:
численные примеры разнообразных видов умозаключений; работа над ними поможет в овладении новым материалом.
Во время проведения семинаров рекомендуем ставить оценки, вести четкий учет посещаемости и выполнения домашних заданий. Первым двум-трем студентам, правильно решившим предложенную задачу, рекомендуем ставить оценку “5”, так как это активизирует и остальных. Мы не используем оценки “З” и “2”, а если студент плохо ответил, то просто не ставим ему никакой оценки (ведь он учится решать задачи). В. А. Сухомлинский относительно отметок очень верно подметил: “Нельзя ловить учеников на незнании, надо добиться, чтобы они узнали, поняли, справились с работой, и лишь тогда ставить отметку; отметка не может быть наказанием, средством принуждения, угрозой, отметка всегда говорит об успехе”'. Но за контрольную работу ставлю все оценки (и “З”, и “2”). При этом студенты, написавшие контрольную на “2”
_________________________
'Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. С. 72,82-83.
302
иди “3 с минусом”, обязательно пишут ее повторно, и тогда оценки бывают (как правило) выше. Систематический учет знаний на семинаре значительно облегчает работу преподавателя во время зачета или экзамена.
Домашние самостоятельные работы проводятся, как уже отмечалось, по всем темам, по которым предусмотрены семинары. Приведем название и дадим краткую характеристику этим работам.
По теме “Понятие” все студенты представляют письменную работу, в которой на основе изучения 1-2 учебников средней школы находят там следующие примеры: 5 примеров на реальное определение понятий, 5 - на номинальное определение и 2-3 примера генетического определения понятий.
Из учебников или художественной литературы приводят по 2 примера на каждый вид приема, сходного с определением понятий (описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение и различение). Опыт показывает, что студенты-первокурсники находят очень интересные, оригинальные иллюстрации этих приемов.
Студентам предлагается подобрать несколько примеров, иллюстрирующих операцию деления понятий (по видоизменению признака и дихотомического), а также примеры естественной и вспомогательной классификаций. Студенты с этими заданиями успешно справляются. Разумеется, более бедными являются примеры, взятые из учебников для начальной школы.
По теме “Суждение” многие студенты I курса педагогического и дошкольного факультетов МПГУ им. В. И. Ленина показали средства выражения конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания в русском языке, в частности, в произведениях отдельных писателей (А. П. Чехова, А. Н. Островского, М. Шолохова и др.), или на каком-либо из языков народов СНГ, или на иностранном языке. Эта работа полезна при осуществлении перевода с одного языка на другой, так как сложное суждение сначала следует разбить на простые суждения, найти между ними логические связки, а затем в простых суждениях искать субъект и предикат (соответственно в языке - подлежащее и сказуемое). Считаем, что этот материал по выражению
303
логических связок в естественном языке найдет применение в процессе моделирования текстов естественного языка с помощью ЭВМ.
Данную работу выполняют не все студенты, но большинство (по желанию). Написаны работы по выражению логических связок в следующих языках: русском, украинском, белорусском, таджикском, узбекском, грузинском, армянском, азербайджанец и др., т. е. практически во всех языках тех бывших союзных республик, из которых студенты обучались на педфаке. Советские студенты представили коллективные работы о выражении логических связок на английском, французском и испанском языках, а иностранные студенты - на немецком языке (студенты из Германии), чешском (из Чехии), болгарском (из Болгарии). Работы носили творческий характер и очень заинтересовали студентов.
По теме “Умозаключение” ранее проводилась контрольная работа (предлагалось 5 задач на 2-часовой семинар). В последние 5-6 лет более успешной, интересной и плодотворной оказалась иная форма: самостоятельная домашняя работа всех без исключения студентов - как советских, так и иностранных, - представляющих ее по теме “Дедуктивное умозаключение”. Студенты подбирают свои примеры, приводят схемы и формулы (там, где они нужны) по таким видам умозаключений: категорический силлогизм, энтимема, два вида полисиллогизмов, два вида соритов, эпихейрема, условно-категорический силлогизм, разделительно-категорический силлогизм, четыре вида дилемм. Дилеммы желательно приводить из художественной литературы. Ряд студентов подобрали свои (или из литературы) примеры по темам: “Аналогия”, “Гипотеза”, “Индукция”.
Со студентами педфака проведен ряд теоретических конференций. Прошли интересные конференции на темы: “Педагогика и логика” (вместо одного из семинаров) и “Психология и логика”. Обсуждение докладов на конференциях было активным и разносторонним. Была продемонстрирована связь логики, педагогики и психологии. Такие конференции активизируют студентов, учат работать с первоисточниками, правильно их конспектировать, способствуют лучшему усвоению теоретического материала по логике.
304
Примерные планы семинарских занятий
Тема “Понятие” (4 часа)
Основные вопросы
1. Понятие как форма мышления.
2. Виды понятий.
3. Отношения между понятиями.
4. Определение понятий.
5. Деление понятий.
6. Ограничение и обобщение понятий.
Упражнения
I. Определите виды следующих понятий:
а) родительское собрание;
б)воспитание;
в) эффективность производства;
г) электрон;
д) самая северная в мире атомная электростанция;
е) небрежность;
ж) неподвижность.
II. Определите отношения между следующими понятиями:
1) многолетнее растение, однолетнее растение;
2) крупное яблоко, мелкое яблоко, зеленое яблоко, спелый фрукт, яблоко;
3) хлеб, масло, черный хлеб, свежий хлеб;
4) наводнение, стихийное бедствие, явление природы, землетрясение;
5) отец, дед, внук, сын, брат;
6) сельскохозяйственный институт, университет, биологический факультет.
III. Дайте характеристику (укажите вид, состав, правильность) следующих определений:
-
Горы - это участки земной поверхности, высоко поднятые над окружающей местностью.
305
2. Огромные участки суши, окруженные со всех сторон океанами, называются материками.
3. Станок, управляемый ЭВМ, называется станком с числовым программным управлением (ЧПУ).
4. Углом называется фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.
5. Треугольником называется геометрическая фигура, имеющая три угла.
6. Количество есть количественная характеристика предмета.
7. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.
8. Шар можно получить, вращая полукруг (или круг) около его диаметра.
9. ЭВМ называют также компьютерами (от английского слова computer - вычислитель).
IV. Дайте характеристику (укажите вид, состав, правильность) следующих делений и классификаций. Укажите на ошибки, если они имеются.
1. Твердые лекарственные формы делятся на порошки, таблетки, драже, сборы, капсулы.
2. Пища состоит из белков, углеводов, жиров, минеральных солей, витаминов.
3. Растения леса делятся на деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы.
4. Кустарники делятся на малину, смородину, шиповник, терновник, орешник, можжевельник и другие.
5. Углы делятся на вертикальные, вписанные, описанные, накрест лежащие, острые, прямые, тупые, смежные, центральные.
6. Дроби делятся на правильные и неправильные.
7. ЭВМ делятся на большие и малые, универсальные и специализированные.
8. Основные компоненты ЭВМ делятся на процессор, память, устройства ввода-вывода.
9. Эксперименты делятся на реальные и машинные, вычислительные.
306
10. Кровотечения бывают трех видов: капиллярные, венозные и артериальные.
V. а). Обобщите и ограничьте следующие понятия: строительный отряд, озеро, учитель, центр города в Заполярье, пшеница.
б). Правильно ли проведено ограничение: дом, жилое строение, блочный дом, квартира, приватизированная квартира.
в). Правильно ли проведено обобщение: центр столицы, центр города, город, столица, населенный пункт.
Тема “Суждение” (4 часа)
Основные вопросы
1. Суждение и предложение.
2. Деление категорических суждений по количеству и качеству.
3. Распределенность терминов в категорических суждениях.
4. Сложные суждения.
5. Отношения между суждениями по истинности.
6. Деление суждений по модальности.
Упражнения
I. Являются ли суждениями следующие предложения?
1. Урал находится от нас далеко.
2. По дорожке чистой, гладкой Я прошел, не наследил... Кто ж катался здесь украдкой? Кто здесь падал и ходил?
(С. Есенин)
3. Без экспериментов невозможен научно-технический прогресс.
4. Современный физический или биологический эксперимент часто дает столько информации, что обработать ее без ЭВМ практически невозможно.
5. Он сегодня не явился на работу.
6. Какой студент не мечтает получить на экзамене хорошую оценку?
7. Необходимо активнее внедрять информатику и вычислительную технику в учебный процесс.
307
8. Спать! Выключи свет!
9. Что день грядущий мне готовит?
10. Куда там сейчас ехать? Разве отсюда выберешься? (К. Паустовский).
11. У лесного оврага в тени под дубками цветут ландыши и земляника (И. Соколов-Микитов).
12. Евгений ждет: вот едет Ленский
На тройке чалых лошадей;
Давай обедать поскорей!
“Ну, что соседки? Что Татьяна?
Что Ольга резвая твоя?”
(А. С. Пушкин)
II. Определите вид, термины суждения и их распределенность в следующих суждениях:
1. Некоторые подлежащие выражаются местоимениями в именительном падеже.
2. Некоторые школьники не изучают информатику.
3. Гранит широко используют в строительстве.
4. Ни один дельфин не является рыбой.
5. Стендаль - автор романа “Красное и черное”.
III. Определите вид и логическую форму следующих сложных суждений и запишите их структуру формулой.
1. “Детская душа в одинаковой мере чувствительная и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами” (В. А. Сухомлинский).
2. Чем больше крови протекает через сосудистую систему за единицу времени, тем обильнее снабжение органов кислородом и питательными веществами, тем больше продуктов жизнедеятельности оттекает от тканей.
3. Если человек любит цветы, он всегда будет к ним бережно относиться: будет поливать их, подвязывать стебли, обрывать сухие листья.
308
4. “Если наши дети - это наша старость, то правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание -наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми” (А. С. Макаренко).
IV. Определите вид модальности в следующих суждениях:
1. Доказано, что S = • R2, где S - площадь круга, a R - его радиус.
2. Внедрение вычислительной техники невозможно без обучения людей, которые будут ее использовать.
3. Необходимо, чтобы космос был мирным.
4. Возможно, завтра будет хорошая погода, и мы пойдем на экскурсию в лес.
5. Дети дают нам возможность оставить свой след на земле -в их памяти, в их деятельности, в традиции и знаниях, которые мы им передаем.
V . Являются ли законами логики следующие формулы:
Тема “Умозаключение” (4 часа)
Основные вопросы
1. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату.
2. Категорический силлогизм.
3. Полисиллогизмы и сориты.
4. Условно-категорические умозаключения.
5. Разделительные умозаключения.
6. Конструктивные и деструктивные дилеммы.
309
Упражнения
I. Сделайте превращение, обращение и противопоставление предикату следующих суждений:
а). Некоторые рабочие являются изобретателями.
б). Некоторые бригады не выполняют задания в срок.
в). Железная руда - важнейшее полезное ископаемое.
II. Являются ли приведенные категорические силлогизмы правильными (доказать различными способами):
- Введение
- Глава I предмет и значение логики
- § 1. Формы познания Формы чувственного познания
- Формы абстрактного мышления
- Растения делятся или на однолетние или на многолетние.
- Особенности абстрактного мышления
- § 2. Понятие логической формы и логического закона
- Понятие логической формы
- Логические законы
- Истинность мысли и формальная правильность рассуждений
- Все металлы - твердые тела.
- Все небесные тела – планеты
- Все тигры полосатые.
- 4. Все ушастые тюлени – ластоногие.
- Теоретическое и практическое значение логики
- § 3. Логика и язык
- Семантические категории
- Задачи к теме “Предмет и значение логики”
- Глава II понятие
- § 1. Понятие как форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий
- § 2. Отношения между понятиями
- Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)
- Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие
- § 3. Определение понятий
- Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении
- Неявные определения
- Определение через аксиомы
- Использование определений понятий в процессе обучения
- Приемы, сходные с определением понятий
- § 4. Деление понятий. Классификация
- Правила деления понятий
- Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление
- Классификация
- Использование естественных классификаций в школах и педагогических средних и высших учебных заведениях
- § 5. Ограничение и обобщение понятий
- II. Определить отношения между следующими понятиями:
- Глава III суждение
- § 1. Общая характеристика суждения
- Суждение и предложение
- § 2. Простое суждение
- Виды простых ассерторических суждений
- 1. Суждения свойства (атрибутивные).
- 2. Суждения с отношениями.
- Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству)
- Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству
- Распределенность терминов в категорических суждениях
- § 3. Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний
- Способы отрицания суждений
- Отрицание сложных суждении
- Исчисление высказываний
- § 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке
- §5.Отношения между суждениями по значениям истинности
- Противоположность (контрарность)
- § Б. Деление суждений по модальности
- Задачи к теме “Суждение”
- VII. Являются ли суждениями следующие предложения?
- Глава IV законы (принципы) правильного мышления
- § 1. Понятие логического закона
- § 2. Законы логики и их роль в познании Закон тождества
- Закон непротиворечия
- Закон исключенного третьего
- Специфика действия закона исключенного третьего при наличии “неопределенности” в познании
- Закон достаточного основания
- § 3. Использование формально-логических законов в процессе обучения
- Задачи к теме “Законы (принципы) правильного мышления”
- Глава V умозаключение
- § 1. Общее понятие об умозаключении
- Понятие логического следования
- § 2. Дедуктивные умозаключения
- Понятие правила вывода
- § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования
- S есть р
- § 4. Простой категорический силлогизм1
- Фигуры и модусы категорического силлогизма
- Особые правила фигур
- Модусы категорического силлогизма.
- Правила категорического силлогизма
- /. Правила терминов
- //. Правила посылок
- § 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)
- § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы: (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема)
- Все с суть d. Сорит (с общими посылками)
- Выводы, основанные на логических связях между суждениями (выводы логики высказываний)
- § 7. Условные умозаключения
- I. Утверждающий модус (modus ponens).
- II. Отрицающий модус (modus tollens).
- Первый вероятностный модус
- Структура его: Cхема:
- Второй вероятностный модус
- § 8. Разделительные умозаключения
- § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения
- Дилемма1
- Cхема Формула:
- Трилемма
- § 10. Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения
- 1. В умозаключении пропущено заключение
- 2. В умозаключении пропущена одна из посылок
- 1. Простая контрапозиция.
- 2. Сложная контрапозиция.
- § 11. Непрямые (косвенные) выводы
- 1. Рассуждение по правилу введения импликации
- 2. Правило сведения “к абсурду”
- 3. Правило непрямого вывода - рассуждение “от противного” (противоречащего)
- § 12. Индуктивные умозаключения и их виды Логическая природа индукции
- Математическая индукция
- Виды неполной индукции
- 2. Индукция через анализ и отбор фактов
- Понятие вероятности
- 3. Научная индукция
- § 13. Индуктивные методы установления причинных связей Понятие причины и следствия
- Методы установления причинной связи
- Метод сходства
- Если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. Метод остатков
- Если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления.
- § 14. Дедукция и индукция в учебном процессе
- Задачи к теме “Умозаключение”
- 3. Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
- Все летучие мыши - представители отряда рукокрылых.
- Глава VI логические основы теории аргументации
- § 1. Понятие доказательства
- Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация
- Виды аргументов
- § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства
- § 3. Понятие опровержения
- 1. Опровержение тезиса (прямое и косвенное)
- II. Критика аргументов
- III. Выявление несостоятельности демонстрации
- § 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях
- Правила по отношению к тезису
- Ошибки относительно доказываемого тезиса
- Правила по отношению к аргументам
- Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)
- Ошибки в форме доказательства
- 3. Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии);
- § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах
- Понятие о логических парадоксах
- Парадоксы теории множеств
- § 6. Искусство ведения дискуссии
- Задачи к теме
- 1Ушинский к. Д. Соб. Соч. М.-л., 1948. Т. 1. С. 397.
- 1Цит. По: Русская литература. Л., 1980. С. 55.
- 2Huкoлa Себастьен де Шамфор. Из максим и мыслей, афоризмов и анекдотов // Пер. С франц. Орел. 1991. С. 45,47-49.
- 3Смаллиан р. Как же называется эта книга? // Пер. С англ. М., 1981. С. 74,123.
- Глава VII аналогия и гипотеза. Их роль в учебном процессе
- § 1. Умозаключение по аналогии и его виды
- Строгая аналогия
- Нестрогая аналогия
- Ложная аналогия
- § 2. Гипотеза и ее виды
- Виды гипотез
- § 3. Построение гипотез
- Способы подтверждения гипотез бывают такие:
- Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе
- Глава VIII роль логики в процессе обучения
- § 1. Логическая структура вопроса
- Виды вопросов
- Предпосылки вопросов
- Правила постановки простых и сложных вопросов
- Логическая структура и виды ответов
- § 2. К. Д. Ушинский и в. А. Сухомлинский о формировании логического мышления в процессе обучения в начальной школе
- § 3. Развитие логического мышления младших школьников
- Обобщение:
- Ограничение:
- § 4. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения в средних и старших классах Развитие логического мышления учащихся на уроках литературы (из опыта о. Ю. Богдановой)
- Развитие логического мышления на уроках математики
- Глава IX методика преподавания логики в педагогических высших и средних учебных заведениях и школах
- § 1. Формирование логической культуры как условие гуманитаризации педагогического образования
- Формы активизации мыслительной деятельности , студентов в учебном процессе
- Семинары и самостоятельные работы студентов
- РРис.23
- Все лисицы - позвоночные.
- 2.Все птицы имеют оперение.
- Контрольные работы
- Вопросы экзаменационных билетов
- Кроссворд по теме “Понятие”
- Ответы на кроссворд
- Формы внеаудиторной работы со студентами
- § 2. Специфика методики преподавания логики в средних педагогических учебных заведениях: педучилищах, педколледжах, подклассах (из опыта работы)
- Кроссворд, составленный ученицей 11 класса Татьяной и.'
- Ответы на кроссворд
- По горизонтали:
- Ответы на кроссворд
- Тест айзенка (стр. 342-358)
- § 3. Методика повышения логической культуры учащихся начальной и средней школы (из опыта работы)
- II. Требования к оформлению работы
- 1. В письменном отчете о проведенной педпрактике по логике необходимо описать проведенные занятия с учащимися и сделать приложение по следующей схеме (см. Табл., с. 361).
- 1См.: Гетманова а.Д. Учебник по логике. Серия “Российский лицей”. М.,1994. С. 54-57.
- Задания по логике для студентов второго курса на период педагогической практики в 1987/88 учебном году
- Глава X этапы развития логики как науки
- § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассических логик
- Логика в Древней Индии
- Логика Древнего Китая
- Логика в Древней Греции
- Логика в средние века
- Логика эпохи Возрождения и Нового времени'
- Логика в России
- Математическая логика
- § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики
- § 3. Интуиционистская логика
- § 4. Конструктивные логики
- Конструктивные исчисления высказываний в. И. Гливенко и а. Н. Колмогорова
- Конструктивная логика а. А. Маркова
- § 5. Многозначные логики
- Трехзначная система Лукасевнча
- Отрицание Лукасевича
- Трехзначная система Гейтинга
- Импликация Гейтинга
- Две бесконечнозначные системы Гетмановой:
- § 6. Законы исключенного третьего и непротиворечия в неклассических логиках (многозначных, интуиционистской, конструктивных)
- § 7. Модальные логики
- § 8. Положительные логики
- § 9. Паранепротиворечивая логика
- Заключение
- 1. Предмет и значение логики.
- 2. Понятие.
- 3. Суждение.
- 4. Умозаключение.
- 5. Логические основы теории аргументации.
- Вопрос 260-265
- Еебулид 383
- ИвинА.А.97,43”
- ЛуллийР. 385 Львов м.Р. 273, 274, 275,293, 294, 299, 329 Льюис к. И. 434,435,436,437, 443,457
- Сократ 380,381
- Свинцов в. И. Логика. М., 1987.
- II. Популярная литература
- III. Литература по педагогическим приложениям логики