Список рекомендуемой литературы:
Аджиева Е. М., Сластенина В. А., Методика воспитательной работы. Учебное пособие для вузов.: - "Академия/Academia", 2008 г., 160 с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.,1995.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. М, 1998.
Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе.: (Материалы для специалиста образ. учр.)/ Барышникова С.В. - СПб.: КАРО, 2003.
Беликова Е. В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. - М.: ЭКСМО, 2008. - 160 с.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М, 1980.
Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2004. - 300 с.
Борытко Н. Технологизация работы классного руководителя/ Борытко Н. //Воспитательная работа в школе. - 2004. - №6 - С. 52 — 57.
Воронов В. Классному руководителю. Разнообразие форм воспитательной работы/ В. Воронов // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - №6 - С. 64-70.
Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов организаторов, классных руководителей / под. ред. Профессора К.В. Гавриловец. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
Воспитание характера. Проблемы и поиск решения: Пособие для учителей, классных руководителей, менеджеров образования и студентов - будущих учителей/ Ред. М. И. Шилова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2007. - 168 с.
Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Ред. И. А. Колесникова, Ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
Головнева, Е. В..Теория и методика воспитания: учебное пособие/ Е. В. Головнева. - М.: Высш. шк., 2006. - 256 с.:
Гриценко, Л.И.. Теория и меодика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Гриценко. - М.: Академия, 2005. - 240 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник/ Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной ассамблеей ООН (1989) // Международная зашита прав и свобод Человека: Сборник документов. M.1990.
Кульневич, С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практическое пособие/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов н/Д: Учитель, 2000.
Лихачев, Б.Т.. Педагогика.Курс лекций : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.
Маленкова, Л.И.. Теория и методика воспитания: Учебник/ Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.
Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Ред. В. А. Сластенин. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
Морозова Н. Обобщенное представление современных российских концепций воспитания // Классный руководитель. - 2002. - № 5. - С. 31 — 70.
Мудрик, А. В.. Социальная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений/ А. В. Мудрик. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
Педагогика: учебное пособие/ ред. П. И. Пидкасистый. - М.: Высшее образование, 2008. - 430 с.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000.
Селевко Г.К. Энциклопедия современных образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006 г.
Сергеева, В.П. Технология деятельности кл. руководителя в воспитательной системе школы: Монография/ В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ, 2004. - 128 с.
Смагина Л.И. Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната: пособие / Л.И. Смагина, А.С. Чернявская. – Минск: Кавалер Паблишерс, 2006. – 108 с.
Стефановская, Т. А.. Классный руководитель : функции и основные направления деятельности: учебное пособие/ Т. А. Стефановская. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 192 с.
Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1982.
Шилова М.И. Пути повышения эффективности процесса нравственного воспитания школьников: Учебно-методическое пособие. – Красноярск: КГПУ, 1978.
Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 2007.
Шилова М.И., Малиновская Н.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: Пособие для студента и учителя. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1991.
Шилова М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды/ М. И. Шилова. - Красноярск: Универс, 2003. - 712 с.
Шилова М.И. Региональные концепции и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края до 2012 года (проект) — Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 88 с.
Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России. 2000.
Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие/ Н.Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании// Классный руководитель. - 2010. - № 1. - С.116 — 128.
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
- Базовые:
- Базовые:
- Вариативные:
- Базовые:
- Вариативные:
- Базовые:
- Вариативные:
- Базовые:
- Вариативные:
- Тематический план учебной дисциплины
- Модуль I Введение в педагогическую деятельность
- Тематика лекционного курса (6 часов).
- Тема I. Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека (2 часа).
- Тема II. Профессионально-педагогическая культура личности учителя
- Тема III. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (8 часов).
- Тема I. Учитель как субъект педагогической деятельности (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Сущность профессиональной деятельности педагога (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема III. Конкурентоспособный учитель. (2 часа).
- Тема IV. Мастерство педагогического взаимодействия (2 часа).
- Основные понятия модуля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль II Общие основы педагогики
- Тематика лекционного курса (4 часа).
- Тема I. Педагогика в системе наук о человеке (2 часа).
- Тема II. Методология педагогики. Методы научно-педагогического исследования (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Основные педагогические категории (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Методология и методы педагогического исследования (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль ш Теория обучения
- Тематика лекционного курса (12 часов).
- Тема I. Сущность, противоречия, движущие силы и логика процесса обучения (2 часа).
- Тема II. Содержание образования. Анализ современных дидактических концепций (2 часа).
- Тема III. Классификация и характеристика методов обучения. Соотношение традиционных и инновационных методов обучения (2 часа).
- Тема IV. Классификация и характеристика форм и средств обучения (2 часа).
- Тема V. Педагогическая диагностика в процессе обучения. Контроль и оценивание в обучении. Педагогическая инноватика (2 часа).
- Тема VI. Законы, закономерности и принципы обучения (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (16 часов).
- Тема I. Сущность, закономерности и принципы обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Логика образовательного процесса, единство преподавания и учения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема III. Анализ современных дидактических концепций и педагогических технологий обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема IV. Классификация и характеристика методов обучения. Традиции и инновации в обучении (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема V. Формы и средства обучения (история и современность). Дидактические требования к современным формам и средствам обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VI. Урок — распространенная форма обучения. Требования к современному уроку. Внеурочные формы обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VII. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы как поиск возможностей обновления образовательной практики (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VIII. Педагогическая инноватика в обучении (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к экзамену:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль IV Теория и методика воспитания
- Тематика лекционного курса (10часов).
- Тема I. Сущность, движущие силы и базовые теории воспитания (2 часа).
- Тема II. Система форм и методов воспитания (4 часа).
- Тема III. Коллектив как объект и субъект воспитания (2 часа).
- Тема IV. Воспитательные системы и современные концепции воспитания (2 часа).
- Тема I Сущность и специфика воспитательного процесса (2 часа).
- Тема II Система форм и методов воспитания(4 часа).
- Тема III. Проблемы коллективного воспитания в современной школе (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема IV. Основные направления современного воспитательного процесса (4 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема V. Воспитательные технологии в деятельности классного руководителя (4 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к экзамену:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль V История образования и педагогической мысли
- Тематика лекционного курса (10 часов).
- Тема I.. Теоретико-методологические основы курса иОиПм (2 часа).
- Тема II. История развития педагогической практики и педагогической мысли в древнем мире (2 часа).
- Тема III. История школы и педагогической практики в Средние века (2 часа)
- Тема IV. История школы и педагогики в Новое время (XVII–XIX вв.) (2 часа).
- Тема V История школы и педагогики в Новейшее время (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (14 часов).
- Тема I. Воспитание и школа в Античном мире Среднеземноморья (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Школа и педагогика Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема III. Воспитание в Киевской Руси и Русского государства (X–XVII вв.) (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема IV. Школа и педагогика Западной Европы (XVII–XIX вв.) (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема V. Школа и педагогика России (XVIII–XIX вв.) (2часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VI. Зарубежная школа и педагогика в XX в. (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VII. Школа и педагогика советского периода (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к экзамену:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль VI
- Социальная педагогика
- Тематика лекционного курса (4 часа).
- Тема I. Социализация как социально-педагогическое явление (2 часа).
- Тема II. Семья как субъект педагогического взаимодействия (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Воспитание как направленная социализация (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. «Сопротивление воспитанию». Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Педагогические технологии
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Педагогические технологии их классификация и характеристика (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Педагогические технологии в практике российских школ (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Организация проектной деятельности: «Проектирование педагогических технологий» (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль VII
- Сравнительная педагогика.
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Сравнительная педагогика как наука. (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Системы школьного образования: мировой и отечественный опыт (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Особенности подготовки научных кадров и организация научных исследований в России и за рубежом (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Этнопедагогика
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Факторы народного воспитания (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (2 часа).
- Тема I. Этноэтикет и обрядовая культура (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль VIII Управление образовательными системами
- Тема I. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Основные функции внутришкольного управления (2 часа).
- Тема II. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Теоретические основы управления образовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Педагогический менеджмент (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Тема II. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации учителей. Инновационные процессы в школе (2 часа).
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль IX Нормативно-правовое обеспечение образования
- Тематика лекционного курса (2часа).
- Тема I. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (6 часов).
- Тема I. Нормативно-правовые основы деятельности образовательного учреждения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Тема III. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве рф (2 часа).
- Список рекомендуемой литературы:
- Психолого-педагогический практикум
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Решение психолого-педагогических задач, моделирование образовательной и педагогической ситуаций (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (2 часа).
- Тема I. Решение психолого-педагогических задач, моделирование образовательной и педагогической ситуаций. (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы: