Сравнительная педагогика.
16 часов (6 ауд .+ 10 внеауд.)
Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:
ОК — 1, 2, 3, 4, 6, 7, 12, 13, 14. ОПК — 2, 3. ПК — 3, 5, 8, 9, 10, 11.
Знать:
сущность, специфику, объект, предмет, задачи сравнительной педагогики;
особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
особенности и тенденции современного этапа развития образования в мире;
способы профессионального самопознания и саморазвития;
основные документы Болонского соглашения;
сущность и содержание Болонского процесса;
особенности интеграции в сфере образования.
Уметь:
учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях.
использовать методы сравнительной педагогики для решения различных профессиональных задач;
анализировать систему образования;
использовать методы диагностики для решения различных профессиональных задач;
обобщать и сравнивать опыт обучения и воспитания в различных странах.
Владеть:
способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
методикой сравнительного анализа различных образовательных систем, обоснования, объяснения специфики образовательных моделей;
мобильностью и творческой активностью, в полной мере реализовывать свои интересы к изучению мировых образовательных.
Виды деятельности:
анализ педагогического опыта разных стран;
оставление схем "Развитие сравнительной педагогики в России", "Россия и Болонский процесс", "Подготовка учителей за рубежом";
написание рефератов "Опыт реформирования школьного образования (на примере конкретной страны)", "Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России";
составление презентаций "Школьные системы как интеграция национальной, экономической и культурной политики государств", "Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония и другие)";
выступление с докладом "Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA)";
составление аналитической справки "Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России";
проведение обзора "Деятельность международных культурных и образовательных центров в России".
Продукты деятельности:
схемы "Развитие сравнительной педагогики в России", "Россия и Болонский процесс", "Подготовка учителей за рубежом";
рефераты "Опыт реформирования школьного образования (на примере конкретной страны)", "Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России";
презентации "Школьные системы как интеграция национальной, экономической и культурной политики государств", "Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония и другие)";
доклад "Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA)";
аналитическая справка "Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России";
обзор "Деятельность международных культурных и образовательных центров в России".
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
- Базовые:
- Базовые:
- Вариативные:
- Базовые:
- Вариативные:
- Базовые:
- Вариативные:
- Базовые:
- Вариативные:
- Тематический план учебной дисциплины
- Модуль I Введение в педагогическую деятельность
- Тематика лекционного курса (6 часов).
- Тема I. Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека (2 часа).
- Тема II. Профессионально-педагогическая культура личности учителя
- Тема III. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (8 часов).
- Тема I. Учитель как субъект педагогической деятельности (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Сущность профессиональной деятельности педагога (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема III. Конкурентоспособный учитель. (2 часа).
- Тема IV. Мастерство педагогического взаимодействия (2 часа).
- Основные понятия модуля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль II Общие основы педагогики
- Тематика лекционного курса (4 часа).
- Тема I. Педагогика в системе наук о человеке (2 часа).
- Тема II. Методология педагогики. Методы научно-педагогического исследования (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Основные педагогические категории (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Методология и методы педагогического исследования (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль ш Теория обучения
- Тематика лекционного курса (12 часов).
- Тема I. Сущность, противоречия, движущие силы и логика процесса обучения (2 часа).
- Тема II. Содержание образования. Анализ современных дидактических концепций (2 часа).
- Тема III. Классификация и характеристика методов обучения. Соотношение традиционных и инновационных методов обучения (2 часа).
- Тема IV. Классификация и характеристика форм и средств обучения (2 часа).
- Тема V. Педагогическая диагностика в процессе обучения. Контроль и оценивание в обучении. Педагогическая инноватика (2 часа).
- Тема VI. Законы, закономерности и принципы обучения (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (16 часов).
- Тема I. Сущность, закономерности и принципы обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Логика образовательного процесса, единство преподавания и учения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема III. Анализ современных дидактических концепций и педагогических технологий обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема IV. Классификация и характеристика методов обучения. Традиции и инновации в обучении (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема V. Формы и средства обучения (история и современность). Дидактические требования к современным формам и средствам обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VI. Урок — распространенная форма обучения. Требования к современному уроку. Внеурочные формы обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VII. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы как поиск возможностей обновления образовательной практики (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VIII. Педагогическая инноватика в обучении (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к экзамену:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль IV Теория и методика воспитания
- Тематика лекционного курса (10часов).
- Тема I. Сущность, движущие силы и базовые теории воспитания (2 часа).
- Тема II. Система форм и методов воспитания (4 часа).
- Тема III. Коллектив как объект и субъект воспитания (2 часа).
- Тема IV. Воспитательные системы и современные концепции воспитания (2 часа).
- Тема I Сущность и специфика воспитательного процесса (2 часа).
- Тема II Система форм и методов воспитания(4 часа).
- Тема III. Проблемы коллективного воспитания в современной школе (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема IV. Основные направления современного воспитательного процесса (4 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема V. Воспитательные технологии в деятельности классного руководителя (4 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к экзамену:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль V История образования и педагогической мысли
- Тематика лекционного курса (10 часов).
- Тема I.. Теоретико-методологические основы курса иОиПм (2 часа).
- Тема II. История развития педагогической практики и педагогической мысли в древнем мире (2 часа).
- Тема III. История школы и педагогической практики в Средние века (2 часа)
- Тема IV. История школы и педагогики в Новое время (XVII–XIX вв.) (2 часа).
- Тема V История школы и педагогики в Новейшее время (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (14 часов).
- Тема I. Воспитание и школа в Античном мире Среднеземноморья (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Школа и педагогика Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема III. Воспитание в Киевской Руси и Русского государства (X–XVII вв.) (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема IV. Школа и педагогика Западной Европы (XVII–XIX вв.) (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема V. Школа и педагогика России (XVIII–XIX вв.) (2часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VI. Зарубежная школа и педагогика в XX в. (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VII. Школа и педагогика советского периода (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к экзамену:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль VI
- Социальная педагогика
- Тематика лекционного курса (4 часа).
- Тема I. Социализация как социально-педагогическое явление (2 часа).
- Тема II. Семья как субъект педагогического взаимодействия (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Воспитание как направленная социализация (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. «Сопротивление воспитанию». Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Педагогические технологии
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Педагогические технологии их классификация и характеристика (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Педагогические технологии в практике российских школ (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Организация проектной деятельности: «Проектирование педагогических технологий» (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль VII
- Сравнительная педагогика.
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Сравнительная педагогика как наука. (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Системы школьного образования: мировой и отечественный опыт (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Особенности подготовки научных кадров и организация научных исследований в России и за рубежом (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Этнопедагогика
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Факторы народного воспитания (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (2 часа).
- Тема I. Этноэтикет и обрядовая культура (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль VIII Управление образовательными системами
- Тема I. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Основные функции внутришкольного управления (2 часа).
- Тема II. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Теоретические основы управления образовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Педагогический менеджмент (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Тема II. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации учителей. Инновационные процессы в школе (2 часа).
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль IX Нормативно-правовое обеспечение образования
- Тематика лекционного курса (2часа).
- Тема I. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (6 часов).
- Тема I. Нормативно-правовые основы деятельности образовательного учреждения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Тема III. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве рф (2 часа).
- Список рекомендуемой литературы:
- Психолого-педагогический практикум
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Решение психолого-педагогических задач, моделирование образовательной и педагогической ситуаций (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (2 часа).
- Тема I. Решение психолого-педагогических задач, моделирование образовательной и педагогической ситуаций. (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы: