logo
programma_po_pedagogike_variant_2012

Основные понятия модуля:

Духовная культура, человеческая цивилизация, мировая цивилизация

всемирный историко-педагогический процесс, концепции происхождения воспитания. Афинская и спартанская система воспитания, агеллы, эфебия, принцип агонистики, гимнасия, майэвтика, ликей, семь свободных искусств, тривиум, квадривиум. Христианская педагогика, схоластика, рыцарское воспитание, сословный характер воспитания, дидаскол, магнискол, кантор, циркатор, цеховые, гильдейские школы, школы счета, первые университеты, гуманисты. Светское образование, факторы развития личности, периодизация Руссо, равенство умственных способностей, естественное воспитание, идеи развивающего обучения, метод элементарного образования, идея гармонического развития всех способностей, принципы природосообразности и культуросообразности. Языковая общность, письменные педагогические памятники Киевской Руси. Поучение В. Мономаха детям, мастера грамоты, Домострой, идея общечеловеческого воспитания, принцип народности, идея свободного воспитания. Педология, «Положение о единой трудовой школе», дальтон-план, метод проектов, комплексные программы, принцип соединения обучения с производительным трудом, влияние воспитательного воздействия среды, идея воспитания в коллективе. Социальные функции воспитания, политехническое образование, трудовое воспитание, системно-структурный подход, оптимизация обучения, дифференциация обучения, профориентация, концепция общего среднего образования, демократическая система образования, закон об образовании, модель идеального учителя, поликултурное воспитание, педагогика сотрудничества, методики развивающего обучения.

Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (48 часов)

п/п

Изучаемые вопросы

Кол-во

часов

Виды деятельности

Продукт деятельности

1

Всемирный историко-педагогический процесс.

4

Анализ

литературных источников.

Реферат. Кластер.

2

Педагогические взгляды английских и французских просветителей в период становления индустриального общества.

6

Конспектирование первоисточников.

Развернутый конспект.

3

Разработка проблем воспитания представителями утопического социализма.

4

Составление

Развернутых тезисов.

Аннотация.

4

Школа и педагогическая мысль за рубежом в начале 20 века.

4

Составление на основе источников

таблицы.

Таблица.

5

Современное состояние школы за рубежом.

6

Анализ литературных источников.

Реферат. Доклад.

6

Школа и педагогическая мысль с древнейших времен до 17 века.

4

Оформление

аннотаций на один из

педагогических памятников.

Аннотации.

7.

Школа и педагогическая мысль в 18 веке.

4

Анализ первоисточников.

Реферат. Доклад.

8.

Школа и педагогические теории конца 19 начала 20 вв.

6

Анализ первоисточников.

Конспект – схема.

9.

Школа в СССР в 1917-1945.

6

Анализ постановлений.

Конспект – схема.

10

Школа и педагогическая мысль в России во второй половине 20 века.

4

Анализ

первоисточников по предложенной схеме.

Схема — таблица. Кластер.

Итого:

48

Основные направления исследований (рефераты, эссе, педагогические проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы и др.):

  1. Понимание человека и его воспитания в философских взглядах Античности.

  2. Эволюция древнегреческого общества и взглядов на воспитание.

  3. Понимание человека и его места в философских, религиозных педагогических взглядах эпохи Возрождения и Реформации.

  4. Античное педагогическое наследие в средневековой педагогике.

  5. Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения детям».

  6. Сущность, содержание и методы и средства православной педагогики X–XVII вв.

  7. Античное педагогическое наследие в славянской средневековой педагогике.

  8. Учебные заведения Русского государства XVII в.

  9. И.Г. Песталоцци и его теория элементарного образования.

  10. Идея сближения школы и жизни.

  11. Развитие начального образования в Западной Европе и США Нового времени.

  12. К.Д Ушинский — основатель научной педагогики.

  13. Педагогические течения в начале двадцатого века.

  14. Экспериментальные учебные заведения Западной Европы и США.

  15. Западная философско-религиозная педагогическая мысль в конце XIX – первой трети XX в.

  16. Понимание человека и его воспитания в философских взглядах историков педагогики.

  17. Античное педагогическое наследие в педагогике.

  18. Домострой и воспитание нравственности.

  19. Сущность и содержание православной педагогики X-XVII вв.

  20. Проблемы русской национальной школы в исторической ретроспективе.

  21. Аксиологические проблемы образования в философских и педагогических течениях XIX – начала XX вв.

  22. Я. А. Коменский — взгляды на личность и воспитание.

  23. История женского воспитания и образования в России.

  24. К. Д. Ушинский — как основоположник педагогических антропологий.

  25. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в XX - начале XXI вв.

  26. Проблема демократизации зарубежной и отечественной школы в истории педагогики.

  27. Альтернативная педагогика за рубежом в XX — начале XXI вв.