Вопросы к зачету:
Раскройте сущность и содержание социального воспитания.
Как соотносятся социализация, развитие, воспитание, образование, формирование личности?
Как определяется сущность социализации? Как вы понимаете направленную социализацию, назовите основные ее компоненты.
Раскройте основные механизмы социализации.
Охарактеризуйте стадии (фазы) социализации личности.
Опишите основные институты социализации личности.
Раскройте специфику формирующего влияния семьи на личность ребенка.
Опишите основные (аномальные и адекватные) стили семейного воспитания.
Охарактеризуйте принципы и функции взаимодействия семьи и педагога.
Опишите современные формы социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения, педагога и семьи.
Раскройте сущность и причины возникновения трудновоспитуемости современного школьника.
Охарактеризуйте основные средства, методы и приемы преодоления «сопротивления воспитанию».
Раскройте сущность и особенности педагогической технологии (понятие, предмет, признаки, элементы).
Проанализируйте основания, по которым классифицируются педагогические технологии.
Проведите анализ методологических требований предъявляемых к педагогическим технологиям на современном этапе.
Раскройте сущность и структуру педагогического мастерства, и его связь с педагогической технологией.
Назовите причины появления педагогических технологий.
Опишите основные составляющие технологизации процесса обучения.
Проанализируйте основные достоинства и недостатки «метода проектов», как педагогической технологии.
Проанализируйте основные достоинства и недостатки информационно-коммуникационных педагогических технологий.
Раскройте дидактический и воспитательный потенциал 1-2 технологий обучения (на выбор студента).
Проведите сравнительный анализ понятий методика обучения и педагогическая технология.
Расскажите о применении педагогических технологий в современной Российской школе.
Расскажите о применении педагогических технологий в современной практике зарубежных школ.
Вскройте противоречия (принципиально неустранимые недостатки) одной из педагогических технологий (на выбор студента), предложите свой вариант решения проблемы.
Этнопедагогика, ее предмет, задачи. Сущность и содержание этнопедагогического подхода.
Методологические основы этнопедагогики. Методы этнопедагогических исследований.
Религия как источник народной этики (на материале конкретных этносов).
Ребенок как объект и субъект в различных этнопедагогических системах.
Воспитательное и образовательное значение загадок, пословиц, поговорок, сказок, народных песен.
Феномен деэтнизации и пути его преодоления.
Природа как источник народной педагогики.
Народный этикет и проблемы его возрождения.
Содержание этнопедагогической работы в школе. Воспитание патриотизма как главная задача в народной педагогике.
Роль народной педагогики в современном учебно-воспитательном процессе.
Предмет и место сравнительной педагогики в системе педагогических наук.
Проблема трактовки категории “сравнение” в педагогической компаративистике.
Задачи сравнительной педагогики как науки. Методы исследования в сравнительной педагогике.
Глобализация и интернационализация в образовании. Глобальное образование и ключевые понятия, с ним связанные.
Сущность Болонского процесса. «За» и «против» «Болоньи» в Европе.
Описание и анализ системы образования в Великобритании (США, Франции, Германии, Японии, Китая, Дании, России). Общее и особенное в системах образования разных стран.
Дифференциация обучения. Медиаобразование.
Приоритеты школьного воспитания в странах мира (поликультурное воспитание, воспитание в духе мира и др.).
Многоуровневая система подготовки педагогических кадров.
Особенности подготовки научных кадров за рубежом..
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
- Базовые:
- Базовые:
- Вариативные:
- Базовые:
- Вариативные:
- Базовые:
- Вариативные:
- Базовые:
- Вариативные:
- Тематический план учебной дисциплины
- Модуль I Введение в педагогическую деятельность
- Тематика лекционного курса (6 часов).
- Тема I. Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека (2 часа).
- Тема II. Профессионально-педагогическая культура личности учителя
- Тема III. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (8 часов).
- Тема I. Учитель как субъект педагогической деятельности (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Сущность профессиональной деятельности педагога (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема III. Конкурентоспособный учитель. (2 часа).
- Тема IV. Мастерство педагогического взаимодействия (2 часа).
- Основные понятия модуля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль II Общие основы педагогики
- Тематика лекционного курса (4 часа).
- Тема I. Педагогика в системе наук о человеке (2 часа).
- Тема II. Методология педагогики. Методы научно-педагогического исследования (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Основные педагогические категории (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Методология и методы педагогического исследования (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль ш Теория обучения
- Тематика лекционного курса (12 часов).
- Тема I. Сущность, противоречия, движущие силы и логика процесса обучения (2 часа).
- Тема II. Содержание образования. Анализ современных дидактических концепций (2 часа).
- Тема III. Классификация и характеристика методов обучения. Соотношение традиционных и инновационных методов обучения (2 часа).
- Тема IV. Классификация и характеристика форм и средств обучения (2 часа).
- Тема V. Педагогическая диагностика в процессе обучения. Контроль и оценивание в обучении. Педагогическая инноватика (2 часа).
- Тема VI. Законы, закономерности и принципы обучения (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (16 часов).
- Тема I. Сущность, закономерности и принципы обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Логика образовательного процесса, единство преподавания и учения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема III. Анализ современных дидактических концепций и педагогических технологий обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема IV. Классификация и характеристика методов обучения. Традиции и инновации в обучении (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема V. Формы и средства обучения (история и современность). Дидактические требования к современным формам и средствам обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VI. Урок — распространенная форма обучения. Требования к современному уроку. Внеурочные формы обучения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VII. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы как поиск возможностей обновления образовательной практики (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VIII. Педагогическая инноватика в обучении (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к экзамену:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль IV Теория и методика воспитания
- Тематика лекционного курса (10часов).
- Тема I. Сущность, движущие силы и базовые теории воспитания (2 часа).
- Тема II. Система форм и методов воспитания (4 часа).
- Тема III. Коллектив как объект и субъект воспитания (2 часа).
- Тема IV. Воспитательные системы и современные концепции воспитания (2 часа).
- Тема I Сущность и специфика воспитательного процесса (2 часа).
- Тема II Система форм и методов воспитания(4 часа).
- Тема III. Проблемы коллективного воспитания в современной школе (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема IV. Основные направления современного воспитательного процесса (4 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема V. Воспитательные технологии в деятельности классного руководителя (4 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к экзамену:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль V История образования и педагогической мысли
- Тематика лекционного курса (10 часов).
- Тема I.. Теоретико-методологические основы курса иОиПм (2 часа).
- Тема II. История развития педагогической практики и педагогической мысли в древнем мире (2 часа).
- Тема III. История школы и педагогической практики в Средние века (2 часа)
- Тема IV. История школы и педагогики в Новое время (XVII–XIX вв.) (2 часа).
- Тема V История школы и педагогики в Новейшее время (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (14 часов).
- Тема I. Воспитание и школа в Античном мире Среднеземноморья (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Школа и педагогика Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема III. Воспитание в Киевской Руси и Русского государства (X–XVII вв.) (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема IV. Школа и педагогика Западной Европы (XVII–XIX вв.) (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема V. Школа и педагогика России (XVIII–XIX вв.) (2часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VI. Зарубежная школа и педагогика в XX в. (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема VII. Школа и педагогика советского периода (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к экзамену:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль VI
- Социальная педагогика
- Тематика лекционного курса (4 часа).
- Тема I. Социализация как социально-педагогическое явление (2 часа).
- Тема II. Семья как субъект педагогического взаимодействия (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Воспитание как направленная социализация (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. «Сопротивление воспитанию». Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Педагогические технологии
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Педагогические технологии их классификация и характеристика (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Педагогические технологии в практике российских школ (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Организация проектной деятельности: «Проектирование педагогических технологий» (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль VII
- Сравнительная педагогика.
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Сравнительная педагогика как наука. (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Системы школьного образования: мировой и отечественный опыт (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Особенности подготовки научных кадров и организация научных исследований в России и за рубежом (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Этнопедагогика
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Факторы народного воспитания (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (2 часа).
- Тема I. Этноэтикет и обрядовая культура (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль VIII Управление образовательными системами
- Тема I. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Основные функции внутришкольного управления (2 часа).
- Тема II. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (4 часа).
- Тема I. Теоретические основы управления образовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Педагогический менеджмент (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Тема II. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации учителей. Инновационные процессы в школе (2 часа).
- Список рекомендуемой литературы:
- Модуль IX Нормативно-правовое обеспечение образования
- Тематика лекционного курса (2часа).
- Тема I. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (6 часов).
- Тема I. Нормативно-правовые основы деятельности образовательного учреждения (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Тема II. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Тема III. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве рф (2 часа).
- Список рекомендуемой литературы:
- Психолого-педагогический практикум
- Тематика лекционного курса (2 часа).
- Тема I. Решение психолого-педагогических задач, моделирование образовательной и педагогической ситуаций (2 часа).
- Тематика семинарских занятий (2 часа).
- Тема I. Решение психолого-педагогических задач, моделирование образовательной и педагогической ситуаций. (2 часа). Вопросы для обсуждения:
- Задания к семинару:
- Основные понятия модуля:
- Вопросы к зачету:
- Список рекомендуемой литературы: