logo search
Дерябо С

Отношение к природе в юношеском возрасте.

В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этот период уровень субъектификации природных объектов до­стигает своего минимума в процессе онтогенеза. Природные объекты теперь существенно реже называются в качестве «зна­чимых других»: они являются таковыми только для каждого пятого школьника этого возраста (рис. 18, к). Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие пери­оды она была выше, чем со всеми остальными «значимыми другими», то теперь переходит на третье место.

Таким образом, для юношеского возраста свойствен объектный характер модальности отношения к природе. В то же время в юношеском возрасте происходит изме­нение второго параметра модальности. Уровень интенсив­ности отношения непрагматической модальности по сравне­нию со старшими подростками довольно существенно рас­тет, но остается ниже среднего для подростков и юношей в целом (рис. 18, д). Это происходит на фоне продолжающе­гося снижения доминантности отношения (рис. 18, б).

В юношеском возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов» (рис. 18, а). По данному показателю прак­тически происходит возврат к уровню среднего подростко­вого возраста.

Таким образом, для юношеского возраста свойствен непрагматический характер модальности отношения к при­роде.

Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в юношеском возрасте является объектно-непрагматической.

В юношеском возрасте ведущим в структуре интенсив­ности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза. На втором месте — практический, далее — поступочный, а когнитив­ный, который был ведущим в первые периоды онтогенеза, переходит на последнее (рис. 18, и). Иными словами, в юно­шеском возрасте окончательно складывается структура ком­понентов интенсивности, свойственная взрослым1.

Интересно, что в этот период — при близком к средне­му уровню интенсивности отношения непрагматической модальности — ее средневозрастная структура, в целом, соответствует структуре, характерной для «доброжелателей», т. е. людей именно со средним уровнем интенсивности.

В юношеском возрасте также достигают максимума в процессе онтогенеза экологические установки эстетическо­го типа (природа — «объект красоты») и склонность к выбо­ру эстетического типа деятельности с природными объекта­ми (рис. 18, в).

Таким образом, в этот период преобладает перцептив­но-аффективный компонент отношения. Следовательно, для юношеского возраста, в целом, характерен перцептив­ный субъектно-непрагматический тип субъективного от­ношения к природе.