logo search
Дерябо С

Принципы организации экологической деятельности.

Принцип гетерогенности экологической деятельности заключается в том, что педагогически целесооб­разно включение личности в максимально разнообразную деятельность, связанную с ми­ром природы.

Условиями реализации данного принципа являются: I) педагогическая организация разносторонней деятельнос­ти, репрезентирующей образы природных объектов, сформированные у личности, 2) освоение личностью разнооб­разных технологий взаимодействия с природными объекта­ми. Другими словами, речь идет о разнородном как реаль­ном, так и идеальном взаимодействии личности с миром природы.

Углубление представлений, а также формирование отно­шений личности к природным объектам происходит в про­цессе разнообразных представлений сложившихся образов мира природы: в рисунке, в сочинении, в лепке, в стихотво­рении, в пластической миниатюре, в научном реферате и т. д. В сфере формирования технологий целесообразна педа­гогическая организация освоения их различных типов, в за­висимости от специфических требований, детерминирован­ных разными природными объектами: аквариумистика, цветоводство, содержание собак и кошек, посадка деревь­ев, подкормка птиц и т. д.

Принцип формирующей направленности экологичес­кой деятельности заключается в том, что педагогически целесообразно включение личности в такую деятельность, которая актуализирует, «запускает» те или иные психологи­ческие механизмы формирования экологического сознания. Условиями реализации данного принципа являются: 1) приоритет непрагматического непосредственного взаимо­действия личности с природными объектами; 2) актуализа­ция в такой деятельности механизмов эмпатии, идентифи­кации, рефлексии и др.; 3) принципиальное избегание ситу­аций деструктивной деятельности по отношению к приро­дным объектам, особенно ситуаций их умерщвления и др. В сфере формирования представлений, на основе дан­ных учета птиц, например, можно предложить провести анализ динамики гнездования белого аиста за последние десять лет. В процессе такого анализа школьники обнару­жат тенденцию сокращения количества гнезд этих птиц, «откроют», что это связано с неосторожной деятельностью человека. В процессе данной аналитической деятельности «включаются» лабилизационные механизмы, корректиру­ющие образ мира личности. При формировании субъективных отношений к птицам можно, например, предложить придумать для птиц назва­ния, которые бы вызывали к ним симпатию («дятел стара­тельный», «грач благородный»). Выполнение этого-задания «запускает» механизмы субъектификации, что обусловли­вает формирование отношения к птицам, характеризующе­го субъектной модальностью, и т. д.

Данный принцип предусматривает приоритет таких стра­тегий и технологий взаимодействия с миром природы, ко­торые обеспечивают наиболее тесный контакт личности с природным объектом, его партнерский характер, процесс общения. Например, обучение попугайчика произнесению каких-либо фраз представляется с этой точки зрения эффек­тивным, чем просто содержание пары попугаев в клетке.

В соответствии с данным принципом, предпочтение от­дается тем видам деятельности, которые обеспечивают фор­мирование экологичной личности, т. е. педагогически на­правлены на саму личность, а не только на мир природы.

Принцип индивидуальной психологической адекват­ности экологической деятельности заключается в том, что педагогически целесообразна организация такой деятельнос­ти, которая соответствует специфическим психологическим особенностям личности.

Условием реализации данного принципа является вклю­чение личности в такую деятельность, которая соответствует существующей у нее доминирующей мотивации. Согласно )тому принципу, например, для младших школьников пре­имущественно организуется деятельность по изучению птиц, наблюдению за ними, для младших и средних подростков — деятельность по освоению технологий содержания птиц, а также биотехнических технологий; для старших подрост­ков — коллекционная деятельность; для старшеклассников — деятельность по эстетическому освоению мира птиц и т. д.

Описанные принципы регулируют педагогическую дея­тельность по формированию системы экологических пред­ставлений, субъективного отношения и стратегий и техно­логий взаимодействия в отношении отдельных природных объектов или их групп, категорий. Но для формирования экологического сознания, осуществления целей экологичес­кого образования необходимо сформировать их в отноше­нии ко всем природным объектам, т. е. природе в целом. Из этого вытекает седьмой принцип экологической психо­педагогики.

Принцип гетерогенности природных объектов заклю­чается в том, что педагогически целесообразно организовы­вать взаимодействие личности с разнообразными природны­ми объектами, представляющими различные их категории: царства, типы, классы и т. д., иными словами, должны быть представлены самые разнообразные природные объекты.

При взаимодействии с каким-либо природным объек­том формируются представления о нем, складывается субъ­ективное отношение к нему, осваиваются соответствующие технологии. Затем все это переносится и на другие сходные природные объекты, а на основе синтеза представлений, отношений и технологий соответствующих различным ка­тегориям природных объектов формируется экологическое сознание личности, отражающее уже мир природы в целом. Например, представления человека о своем волнистом попугайчике, субъективное отношение к нему, освоенные технологии его содержания являются основой, на которой формируются представления о всех попугаях, отношение к ним, соответствующие технологии экологической деятель­ности. Далее это переносится на всех птиц, все царство жи­вотных, мир природы в целом. Чем с большим количеством разнообразных природных объектов взаимодействует лич­ность, тем адекватнее ее отражение мира природы в целом.