logo search
Getmanova_A_D_-_Logika

Особенности абстрактного мышления

С помощью рационального (от лат. ratio - разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят

_____________________________

'Данный вид истины называется “корреспондентной”, т.е. это истина как соот­ветствие, но есть и другие истины - “по определению”, по согласованию - “коге­рентная”.

2Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 193.

13

планы на будущее и т. д. Выделяют следующие особенности абстрактного мышления:

1. Мышление отражает действительность в обобщен­ных формах. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных пред­метах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем инертным газам, мы образуем понятие “инертный газ”). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были соз­даны следующие понятия: “материя”, “сознание”, “движение”, “государство”, “наследственность”, “ген” и др.).

2. Абстрактное мышление - форма опосредованного отражения мира. Человек может получать новую информа­цию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на ос­нове имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключе­ния и выдвигают различные версии о предполагаемом преступ­нике или преступниках).

3. Абстрактное мышление - процесс активного отраже­ния действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в на­учной, художественной и другой фантазии.

4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - способ выражения мысли, средство закрепления и пере­дачи мыслей другим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное позна­ние, так и абстрактное мышление. Мышление представляет со­бой отражение объективной реальности.

Подробнее о связи мышления и языка будет сказано в § 3.