logo search
Дерябо С

Методы формирования субъективного отношения к природе

Принцип субъектификации природных объектов. Данный принцип обусловливает использование в педагогическом процессе та­ких методов, которые способствуют формированию субъ­ектной модальности отношения к природе.

Данный принцип предусматривает стимулирование дей­ствия механизмов субъектификации, позволяющих природ­ным объектам открыться личности в качестве субъектов, приводящих к формированию «субъектной установки» по отношению к ним, что кардинально меняет характер взаи­модействия, выбор стратегий и технологий экологической деятельности и т. д.

Метод экологической идентификации (лат. Иепййса-ге — отождествлять) заключается в педагогической актуа­лизации постановки личностью себя на место того или ино­го природного объекта, погружения себя в ситуацию, об­стоятельства, в которых он находится.

Этот метод стимулирует процесс психологического мо­делирования состояний природных объектов, способствует лучшему пониманию этих состояний, углубляя тем самым представления личности о данном природном объекте. Кро­ме того, метод экологической идентификации актуализиру­ет содействующее поведение по отношению к природным объектам.

Использование данного метода может быть проил­люстрировано следующей педагогической ситуацией. На уроке зоологии, при изучении жизнедеятельности рыб в зимний период, школьникам предлагается сжать паль­цами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так, сколько можно, затем отпустить один палец, и от­крыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственные ощу­щения в этой ситуации проецируются школьниками на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кисло­рода. Освобождение одной ноздри для дыхания, сопро­вождающееся огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду.

Использование данного метода, наряду с формирова­нием подструктуры субъективного отношения к природе, оказывает влияние и на подструктуру экологических пред­ставлений.

Метод экологической эмпатии (от греч. етра1пе!а — сопереживание) заключается в педагогической актуализации сопереживания личностью состояния природного объекта, а также сочувствия ему.

Данный метод стимулирует проекцию, то есть перенос личностью собственных состояний на природные объекты; переживание тех же состояний, которые испытывает расте­ние или животное, через отождествление с ним (сопереживание), а также переживание собственных эмоций и чувств но поводу состояния природных объектов (сочувствие). На основе психологических механизмов, актуализируемых дан­ным методом, формируется субъектификация природных объектов.

Метод экологической эмпатии предполагает использование вопросов, актуализирующих проявление эмпатии к живым существам: «Что он сейчас чувствует?», «Какое у него сейчас настроение?», «Ему хочется спать? А может быть ему просто грустно?» и т. п.

Данный метод преимущественно связан именно с формированием подструктуры субъективного отношения к природе.

Метод экологической рефлексии (лат. геЛехю — об­ращение назад) заключается в педагогической актуализации самоанализа личностью своих действий и поступков, направ­ленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.

Данный метод, в соответствии с принципом субъекти­фикации природных объектов, стимулирует осознание лич­ностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно страгивает. Этот метод имеет важное значение в коррекции стратегий и создании мотивации совершенствования индивидуальных технологий взаимодействия с природны­ми объектами.

Например, если школьник забыл вовремя полить свои комнатные растения, то ему можно задать вопрос: «Что они могли бы о тебе подумать?». С точки зрения растений он, безусловно, «выглядит» как безответственный, жестокий человек, подвергший их «пытке жаждой». Или, например, школьник из лучших побуждений принес домой «брошен­ного» птенца, не зная, что птицы-родители продолжали за­ботиться о нем и вне гнезда. Подчеркивая экологическую нецелесообразность такого поступка, можно подчеркнуть, что с птичьей «точки зрения» этот школьник не может вос­приниматься иначе как «похититель детей».

Использование данного метода, наряду с формировани­ем субъективного отношения к природе, оказывает влияние и на подструктуру стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.