§ 4. Этапы формирования экологичной личности
Процесс формирования экологичной личности проходит несколько этапов. На первом этапе происходит ее лабилизация, в результате которой человек начинает убеждаться в неадекватности своих объектно-прагматических стратегий экологического поведения, воспринимать их как значимый личный неуспех, желание преодолеть который вызывает готовность к усвоению новых стратегий и соответствующих технологий.
На втором этапе в процессе экологической деятельности осваиваются адекватные технологии взаимодействия с природными объектами. В результате происходит интериоризация общественно выработанных представлений об экологической целесообразности, причем личность приобретает соответствующие операциональные средства для реализации своего нового отношения.
На втором этапе складываются предпосылки для перехода от одностороннего воздействия на природу к взаимодействию с ней: реакции природных объектов на активность личности начинают субъективно интерпретироваться как «ответы природы», которые через механизм рефлексии корректируют поведение.
Наконец, на третьем этапе в результате субъектификации природные объекты начинают осмысляться и восприниматься как равноправные партнеры по взаимодействию. Человек перестает воспринимать себя обособленно стоящим над природой, а ощущает себя ее частью. Личность, обладающая подобным гармоничным образом мира, и есть экологичная личность.
Нетрудно заметить, что по своим важнейшим характеристикам: психологическая включенность в мир природы, субъектное восприятие природных объектов и высокая степень стремления к непрагматическому взаимодействию с ними — экологическое сознание экологичной личности совпадает с типом экологического сознания, свойственного культуре Востока1.
Таким образом, казалось бы, напрашивается вывод, что Западу следует просто заимствовать восточные философские принципы и традиционные для Востока технологии взаимодействия с миром природы, чтобы добиться аналогичных результатов. Однако существуют принципиальные «ментальные» различия, которые предопределяют «педагогический тупик» подобной стратегии.
Для философско-религиозной мировоззренческой системы Востока изначально характерна субъект-объектная неразделенность в восприятии мира. Более того, целый ряд методик личностного совершенствования предусматривает снижение чувства собственной субъектности, «растворение своего Я», слияние с окружающим миром и т. п. (Достаточно вспомнить один из основополагающих принципов восточных единоборств: забыть свое «Я», психологически слиться с соперником, стать с ним элементами одной системы.) С другой стороны, все живые существа представляются равноценными составляющими Вселенной, достойными уважения и восхищения, иными словами, с точки зрения субъект-объектной парадигмы, они, безусловно, считаются субъектами.
Таким образом, можно констатировать, что для восточного мировосприятия свойствен «встречный процесс»: с одной стороны, понижение собственной субъектности личности, с другой, субъектное восприятие мира природы.
Такая динамическая гармония между уровнем чувства собственной субъектности и субъектности мира природы способствует психологической включенности в мир природы и непрагматическому отношению к нему.
Для Запада, с присущим ему индивидуалистическим типом сознания, характерна постоянная необходимость в подтверждении личной субъектности. Процесс исторического развития западного типа мировосприятия — это процесс постоянного усиления личной субъектности, причем мир природы служил объектным фоном, «трамплином», от которого люди стремились психологически как можно дальше оттолкнуться. Противопоставление собственной субъектности объектному миру природы позволяло усиливать чувство собственной значимости, исключительности своего «Я». Таким образом, педагогические приемы, направленные на понижение личной субъектности, на приближение ее уровня к уровню мира природы, противоречили бы основополагающим канонам западного мировосприятия, вызывали бы неосознанный психологический протест, блокировку иг, естественно, были бы малоэффективными. Следовательно, для западного сознания остается только одно направление динамического сближения уровней воспринимаемой субъектности личности и мира природы — повышение субъектности последнего, т. е. педагогически организованная субъектификация природных объектов. Это означает, что формирование экологичной личности в рамках экологического образования Запада не может опираться на философско-религиозный опыт Востока, оно должно искать свои технологии экологизации личности, адекватные особенностям западного восприятия.
1 По аналогии с «нравственным императивом» - базовой категорией этики Канта.
2 О развитии субъективного отношения к природе в процессе онтогенеза см.: Глава 9.
3 Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М. 1991. С 75.
4 См. Введение, &1.
5 Подробнее см.: Глава 15, №3
6 Даррелл Дж. Земля Шорохов. М., 1994. С. 52.
7 ДарреллДж. Гончие Бафута. С. 318-319.
8 Следует отметить, что в некоторых случаях витальные проявления или поведение природного объекта являются безотносительными к этическим нормам: например, кошка умывает лапой мордочку — данный поведенческий акт не может быть оценен как «нравственный» или «безнравственный», как соответствующий или несоответствующий этическим нормам.
9 В Южной Америке обитают летучие мыши, которые могут питаться кровью, но, в любом случае, они ее не «сосут», а слизывают с ранок животных или спящего человека.
10 См.: Глава VIII.
11 Цит. по: ЛукачД. Своеобразие эстетического. Т.4. М., 1987. С. 287.
12 Термин архетип происходит от греч. агс1гаю! — древний + тип.
13 Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 121.
14 Лабилизировать (от лат. 1аЫ1и — скользящий, неустойчивый) делать подвижным, неустойчивым, изменчивым.
15 Именно лабилизирующим воздействием на систему представлений личности о мире и возникающим в результате этого интересом и объясняется столь огромная популярность знаменитой книги рекордов Гиннесса
16 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 333-334.
17 Хотя с биологической точки зрения растения при этом продолжают жить (благодаря возможности вегетативного роста, после того как растение срезали, корни могут дать новый росток), но субъективно для человека их существование прекращается. Вообще, в данной классификации типов деятельности с природным объектом важны не биологические, а психологические аспекты.
18 Если рассматривать характер деятельности с самими яйцами как отдельными природными объектами (а это правомерно, поскольку яйцо — это, в сущности, ранняя онтогенетическая стадия развития для данного вида животных), то она должна быть отнесена к первому типу.
19 Цит. по: Аникст А. Поэт и ученый // Наука и жизнь. 1982. № 4. С. 101.
20 Исследование проведено латвийским педагогом Н. Гагариной на
325 городских школьниках в возрасте 7-18 лет.
21 Пеон — крестьянин-батрак в странах Южной Америки.
22 Испанское название печника — небольшой птицы, обитающей в
прериях.
23 Каузальность (от лат. саиза — причина) — причинность, причинная обусловленность
24 Прагматизм и непрагматизм не являются полюсами биполярной шкалы, отнесение к которым возможно только по принципу «или — или». Человек не может не использовать прагматически природу: без этого он просто не был бы способен существовать как биологический вид. Поэтому данный параметр является показателем того, насколько наряду с прагматическим присутствует и непрагматическое взаимодействие человека с миром природы.
25 См.: Глава I. § 3.
26 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 236.
27Цит. по: Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981. С. 172.
28 Термин картезианство происходит от Сапегшз — латинской транскрипции имени Р. Декарта, основоположника этого философского учения.
29 Термин «инвайронментализм» происходит от англ. Етагоптеги – окружающая среда.
30 Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982. С. 301.
31 Термин «ноосфера» (от греч. пош — разум и зр!шга — сфера, область) предложен французскими учеными Тейяр де Шарденом и Э. Леруа; сам В.И. Вернадский стал пользоваться им лишь в конце жизни.
32 Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993. С. 143.
33 К «фанатам» относились те, кто входил в число «верхних 10%», а к «нигилистам» — в «нижних 10%», по параметру интенсивности отношения к природе непрагматической модальности; промежуточная между ними — группа «доброжелатели».
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности