logo search
Getmanova_A_D_-_Logika

2. В умозаключении пропущена одна из посылок

В умозаключениях может быть пропущена первая посылка, она может подразумеваться, если выражает какое-то истинное суждение, формулирующее известное положение, теорему, за­кон и т. д.

В условно-категорическом умозаключении “Сумма цифр данного числа делится на 3, следовательно, данное число де­лится на З” опущена первая посылка, формулирующая извест­ную математическую закономерность: “Если сумма цифр дан­ного числа делится на 3, то все число делится на З”.

176

В разделительно-категорическом умозаключении “Данное су­ществительное русского языка не является существительным ни женского рода, ни среднего рода. Следовательно, данное существительное мужского рода” также пропущена первая посылка: “Существительное в русском языке может быть жен­ского, или мужского, или среднего рода”.

В сложной конструктивной дилемме “Если я пойду через бо­лото, то могу попасть в трясину, а если я пойду в обход, то не успею вовремя доставить донесение. Следовательно, я могу попасть в трясину или не успею вовремя доставить донесение” не формулируется, а лишь подразумевается вторая посылка: “Я могу идти через болото или в обход”.

Можно было бы привести и другие примеры сокращенных умо­заключений: чисто условных, условно-категорических, чисто раз­делительных, разделительно-категорических, условно-раздели­тельных (дилемм, трилемм) с пропущенной или первой, или вто­рой посылкой, однако предоставим это сделать самому читателю.

Итак, рассмотренные нами прямые выводы - такие, как чи­сто условные, чисто разделительные, условно-категорические, разделительно-категорические и условно-разделительные (лемматические) умозаключения, сформулированные как полностью, так и сокращенно (т. е. в которых пропущена либо одна из посы­лок, либо заключение), - широко используются в процессах на­учного и обыденного мышления, обучения в школе или в вузе. Знание правил построения этих видов умозаключений предосте­регает от логических ошибок в мышлении, помогает доказатель­нее, аргументированное строить рассуждения и эффективнее применять приемы обучения учащихся и студентов.

Прямые выводы (кроме рассмотренных выше форм) вклю­чают и такие виды (делаемые из одной посылки):