logo search
госы

3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.

В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные и чрезвычайные ситуации подразделяют на следующие виды: природные (землетрясения, наводнения, сели, оползни, штормы, засухи, холода и т.д.); социально-биологические (болезни, эпидемии); техногенные (аварии или катастрофы, связанные с техникой); социальные (криминальные, политические, экономические, семейно-бытовые, этнорелигиозные, военные). Часто опасные ситуации являются смешанными. Например, ураганы и землетрясения сопровождаются пожарами, авариями, а наводнения и засухи эпидемиями и кражами. Техногенные и природные опасности в ОУ часто переплетаются с социальными факторами и последствиями (например, ДТП, обрушение здания).

Опасные ситуации и негативные факторы (процессы, явления), снижающие уровень безопасности и благополучия населения России (т. ч. и самой молодой его части), можно характеризовать следующими усредненными данными о ежегодных людских потерях: на дорогах погибает 34 тыс. человек; 200 тыс. человек получает телесные повреждения (10-15% умирает); на пожарах погибает 18 тыс. человек; 20 тыс. человек получает телесные повреждения (около 10% умирает); от криминальных действий убитых 34 тыс. человек, 50 тыс. человек, пропавших без вести (20% из них- убитые); 180-190 тыс. человек получает тяжкие телесные повреждения.

Всего около 15 млн. человек страдает от различных криминальных посягательств; от терактов в ОУ - десятки (сотни) человек, правда не каждый год; от неумеренного употребления алкоголя и наркотиков погибает 80 тыс. человек -от передозировки наркотиков; 40 тыс. человек - от отравления алкоголем; от употребления погибает 20 тыс. человек; от суицидов погибает 50 тыс. человек; от болезней, спровоцированных табакокурением, умирает более 1 млн. человек; от бытового и производственного травматизма погибает 100 тыс. человек.

В ЧС ежегодно погибает до 2-3 тыс. человек. А остальные потери (до 250 тысяч) происходят не в чрезвычайных, а в повседневных, менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности (нечрезвычайности) не попадают в статистику МЧС и не получают адекватного освещения в учебниках, программах и других материалах по БЖ. Поэтому многие нынешние и будущие родители, и педагоги плохо подготовлены к обеспечению БЖ своих детей.

Актуальность проблемы безопасности в ОУ обусловлена многочисленными фактами опасных ситуаций в ОУ и высокой смертностью в этих ситуациях, кроме того, несчастье с ребенком всегда приобретает особый общественный резонанс, именно этим определяется необходимость выявления и изучения всех видов опасностей в сфере образования.

Из природных явлений в ОУ чаще приносят беду холода, жара, наводнения, штормы, ураганы, реже - оползни, сели, землетрясения, цунами.

Из социально-криминальных опасностей в ОУ чаще отмечаются конфликты среди учащихся, факты вандализма и хулиганства, кражи, грабежи, вымогательство, телесные повреждения, ложные сообщения о готовящемся теракте; реже имеют место реальные взрывы, поджоги, убийства, захват заложников из числа учащихся.

Техногенный ущерб чаще всего связан с ДТП, пожарами, протечками и авариями, происшествиями с электропроводкой и приборами.

Социальные опасности возникают в тысячи раз чаще, чем природные, общее число пострадавших от всех видов криминальных опасностей по российской статистике - около трех миллионов человек ежегодно, а с учетом скрытых и незаявленных жертв преступлений - около 10 млн. человек. Принимая во внимание страдания близких и членов семей потерпевших, эту цифру можно увеличить в пять-шесть раз. Эти данные говорят об актуальности и необходимости изучения материалов о социально-криминальных опасностях для каждого работника ОУ и учащегося.

От природных и техногенных опасностей пострадавших в сотни раз меньше. Многие опасные, но не чрезвычайные ситуации внешне не сразу воспринимаются как таковые, и мы к ним привыкаем, как к потоку машин, контактам с посторонними. У современного городского жителя значительно снижен порог чувствительности к скрытым опасностям. Для персонала и сотрудников охраны ОУ это недопустимо.

Часто относительно малоопасные ситуации (опыт на уроке химии, занятия в спортзале, дискотека, поездка на автобусе) могут мгновенно перерасти в опасные. Например, едкое вещество попало в глаз, машину начало заносить на скользкой дороге, загорелся электроприбор, завязалась драка и т.д. Чаще всего ОУ сталкиваются со смешанными происшествиями: социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными.

Каждый год учащиеся на лестницах ломают руки и ноги, травятся пищей, попадают под колеса автотранспорта. Статистика разных лет иногда поразительно сходна, но свидетельствует о некоторых закономерностях в проявлении факторов, ведущих к малым и большим происшествиям. В ОУ необходимо прогнозировать следующие возможные виды угроз: