logo search

4.6. Закономерности обучения

Обучение, являясь сложным, противоречивым и многоуровневым процессом, испытывает влияние самых разных факторов - внутренних и внешних, объективных и субъективных, долговременных и ситуативных. Поэтому в данном процессе своеобразно проявляются законы и закономерности, наиболее полно отражающие объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

В образовательном процессе своеобразно проявляются закономерности развития природы, общества и мышления. Все закономерности, действующие в процессе обучения, в зависимости от воздействующих факторов делят на внешние и внутренние.

К внешним закономерностям обучения относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования). К внутренним закономерностям относят связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

Среди внешних закономерностей обычно выделяют:

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

• задачная структура процесса обучения, предполагающая последовательность обучения по мере решения задач от незнания к знанию, от знания - к умению, от умения – к навыку.

Многие исследователи процесса обучения, авторы учебников по педагогике, в том числе Б. Т. Лихачев, рассматривают принципы и закономерности в единстве, как бы отождествляя эти понятия. На наш взгляд, подобный подход неправомерен. Интересную классификацию закономерностей процесса обучения дает И. П. Подласый в своем учебнике для студентов высших педагогических учебных заведений.

Так, среди общих закономерностей он выделяет:

  1. Зависимость цели обучения от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, а также от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

  2. Зависимость содержания обучения (образования) от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, уровня развития теории и практики обучения, материальных возможностей вуза и обучающихся.

  3. Зависимость качества обучения от продуктивности и достигнутых результатов каждого этапа обучения, характера и объема изучаемого материала, уровня взаимодействия субъектов педагогического процесса, времени обучения и т. д.

  4. Зависимость эффективности методов обучения от уровня знаний и навыков их применения, принятых целей и содержания обучения, возраста и учебных возможностей обучающихся, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса.

  5. Зависимость эффективности управления обучением от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий.

  6. Зависимость продуктивности обучения от внутренних и внешних стимулов.

Кроме общих закономерностей современной педагогической наукой разработаны и обоснованы большое количество частных закономерностей, отражающих отдельные компоненты процесса обучения. Среди них выделяют:

Среди закономерностей, отражающих специфику процесса профессионального обучения, ведущее место занимает единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования), развития и психологической подготовки.

Единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования) развития и психологической подготовки не означает их тождества. Каждый из этих процессов имеет свою качественную определенность. Эффективность процесса профессионального обучения в большей степени зависит от учета специфики всех его сторон, от глубокого понимания их сущности и особенностей всеми участниками этого процесса.

Единство составных частей образовательного процесса в системе образования и в конкретном образовательном учреждении не возникает стихийно. Его достижение требует настойчивых, систематических усилий со стороны всех субъектов образовательного процесса. Важно хорошо понимать, что только обеспечение указанного единства в практике учебно-воспитательной работы ведет к достижению общей цели процесса обучения - всесторонней подготовки будущих специалистов к успешному решению возложенных на них важнейших государственных и других социально значимых задач.

Одной из специфических закономерностей процесса обучения является соответствие учебно-воспитательных взаимодействий профессорско-преподавательского состава, всех сотрудников образовательного учреждения и обучающихся характеру деятельности, их духовным потребностям, познавательным, возрастным и физическим возможностям. Эта закономерность выражает субъект-субъектный «гуманистический» характер взаимодействия участников образовательного процесса, их стремление учесть внутренние силы студентов и слушателей в решении задач профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Главная особенность и своеобразие взаимодействий в образовательном процессе состоит в том, что участники педагогической деятельности одновременно являются субъектами учебной, служебной и воспитательной деятельности. Для профессорско-преподавательского состава важно, чтобы их деятельность соответствовала, с одной стороны, учебным задачам и требованиям образовательных программ, а с другой стороны, индивидуальным и групповым особенностям обучающихся, характеру их служебной деятельности, физическим и интеллектуальным возможностям, уровню обученное и воспитанности.

Данная закономерность нацеливает преподавателей и весь персонал образовательного учреждения на то, чтобы на всех этапах обучения оказывалась помощь в их самореализации, чтобы они смогли найти себя, активно вовлечься во все сферы жизни и деятельности учебного заведения, сформировать свою активную гражданскую позицию. Вместе с тем творческое взаимодействие субъектов образовательного процесса позволяет профессорско-преподавательскому составу обогатить свои знания и педагогическую практику богатым профессиональным опытом обучающихся. Ведь среди студентов и слушателей большинство имеют определенный стаж профессиональной деятельности.

Можно выделить еще одну специфическую закономерность - моделирование (воссоздание) в процессе профессиональной подготовки в образовательном учреждении всех сторон деятельности и отношений. Эта закономерность требует, чтобы процесс обучения в образовательном учреждении соответствовал особенностям и характеру профессиональной деятельности, а практическая направленность преподавания всех дисциплин учебного плана, особенно регионального и вузовского компонента, была предметом особой заботы каждого преподавателя.

Итак, объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, дают нам понимание общей картины развития дидактических процессов. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения в образовательном учреждении находят выражение и закрепление в дидактических принципах.