ЛуллийР. 385 Львов м.Р. 273, 274, 275,293, 294, 299, 329 Льюис к. И. 434,435,436,437, 443,457
ЛэнгфордК. 434
Мадхава 373
Макаренко А. С. 309, 329
Маковельский А. О. 211
МамедовН.М. 448
Марков А. А. 410,413-417,440
Менделеев Д. И. 255
МеськовВ.С. 14,409
Методы установления причинно-следственных связей 190-194
МикешинаЛ. А. 448
Милль Дж. Ст. 189,190,386
Модальность 98, 100,385,433,434,438
- элегическая 98-99
-
деонтическая 100
Модальные операторы 433,437
Мо-цзы 377
Де Морган 83,376,397,401,420, 422
Мышление 8, 14
Мышление как предмет изучения логики 8, 9-14, 16, 17, 19
462
Навья-ньяя (индийская школа) 375, 376
Нагибин Ф. Ф. 225
Нагорный Н.М. 417
Нежесткое множество 441
“Не следует” 220, 222, 223
Несовместимость 36, 94
Никифоров А. Л. 230,232,412
Николъ 386
Новиков П. С. 45
Нормальное множество 226
Ньютон 245
Обобщение (как логический прием) 32,271-276, 277
Обобщение и ограничение понятий 51,59-61,218, 223,271-276,277,300, 305, 326, 358-360,
371,408,422,425,446
ОккамВ. 385
Омонимы 32,33
Операции (константы) логические (см. Дизъюнкция, Импликация,
Конъюнкция, Отрицание, Эквиваленция)
Описание 47,48
Определение (дифиниция) понятия 39-43, 45-51,213.380,448
- контекстуальное 44-45
- номинальное 40-41,46
-
реальное 40
Опровержение 198
Основание логическое 121-122
Ответ 261,263-265
Отношение 71
Отношение между суждениями по значениям истинности 92-94,394
Отрицание 25,264,291, 292, 303, 317, 328,364, 365,396,397-403, 411,412,414,415
Отрицание суждения 80,82,83,317,364,365,414
Павлов В.Т. 438
Павлов И.П. 212,248, 249, 250, 256
Панов М.И. 319, 369,412
Пань Шимо 377
Парадокс 224, 225,226,227,383,384,406,408,436,437450
Парадоксы импликации 436,437
Паралогизм 224,319,427.450
Парменид 378
Пеано Д. 403,404,407
Петров В. в. 319
Пиз А. 295
Пирс Ч. С. 403
Платон 448
ПоварнинС. И. 447
Побудительноные предложения 24, 70,71
“Подмена понятия” 43
“Подмена тезиса” 219,232
Познание 4,5,7,8-13.209,211, 221, 228.253,255,260, 266, 282, 283. 285, 288, 316,
318, 339,374,388,407,413,425,427, 429,431,432,441,445
Пойа Д. 246, 247
Полисиллогизм 143,154-156,284, 304,309, 310, 318, 327,340
Понятие 12,15
- виды понятий 284,297, 305, 317
- деление понятий 52-56,271, 276, 277,-280, 281,382,446
- общая характеристика и признаки 14,68
- общие, единичные, нулевые, универсальные 5,277,300, 383,384
- определение 6,30
- определение понятий 39-50, 97.288-300, 303, 305,317, 325, 330, 337, 358-360
463
-
отношение между понятиями 35-38,61,74,267, 275, 276, 297, 298, 305,313, 314, 317,
320,358,369
- понятие и слово 12,32
- размытые (нечеткие) 441
- содержание и объем 33-34, 390,394,400,404,405,406, 448,449
-
кроссворд по теме “Понятие” 323
Попов П. С. 385
ПорецкийП. С. 387,394,400,401, 403, 404,434
“Порочный круг” 221
Пост Э. Л. 291,422,423
Правила прямого и непрямого вывода 142,408,415,435
Прагматика 403
Предикат (атрибутивного суждения) 68-69,379,432
Предикатор 25
Предложение 23-24, 60-66
Предметная область 141
“Приведение к абсурду” 217
Приемы, сходные с определением понятий 47,299, 317
Проблема 231,252, 256
Пропозициональные союзы (логические связки) и их выражение в естественном
языке 84, 89
Простое следствие 401,402,432, 446
Протагор 378
Противоречие формально-логическое 36,110-113
Пэн Т. 230
Рагхунатха 375
Радищев А. Н. 388
Радхакришнан 375
Распределенность терминов в категорических суждениях 74—77
Рассел Б. 405,406,407,408,435
Рейхенбах Г. 291,443, 457
Риторика 5, 378
Род логический 40, 41, 46, 59
Русанова С. В. 319, 322
Рутковский Л. В. 388,389,390
Саксонский А. 385
Светлое В. /1.285,445
Семантика 403,415,438,441,445
Семиотика 403,440,445
Серебряников О. Ф. 438
Силлогизм (см. Умозаключение)
Синтактика 403
Синтез 32,33
Склодовская-Кюри М. 254
Скот Д. 385
Следствие логическое 138,158,387, 401,402
СлининЯ.А. 285,438
СмаллианР. 4
Смысл 17-33
- Введение
- Глава I предмет и значение логики
- § 1. Формы познания Формы чувственного познания
- Формы абстрактного мышления
- Растения делятся или на однолетние или на многолетние.
- Особенности абстрактного мышления
- § 2. Понятие логической формы и логического закона
- Понятие логической формы
- Логические законы
- Истинность мысли и формальная правильность рассуждений
- Все металлы - твердые тела.
- Все небесные тела – планеты
- Все тигры полосатые.
- 4. Все ушастые тюлени – ластоногие.
- Теоретическое и практическое значение логики
- § 3. Логика и язык
- Семантические категории
- Задачи к теме “Предмет и значение логики”
- Глава II понятие
- § 1. Понятие как форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий
- § 2. Отношения между понятиями
- Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)
- Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие
- § 3. Определение понятий
- Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении
- Неявные определения
- Определение через аксиомы
- Использование определений понятий в процессе обучения
- Приемы, сходные с определением понятий
- § 4. Деление понятий. Классификация
- Правила деления понятий
- Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление
- Классификация
- Использование естественных классификаций в школах и педагогических средних и высших учебных заведениях
- § 5. Ограничение и обобщение понятий
- II. Определить отношения между следующими понятиями:
- Глава III суждение
- § 1. Общая характеристика суждения
- Суждение и предложение
- § 2. Простое суждение
- Виды простых ассерторических суждений
- 1. Суждения свойства (атрибутивные).
- 2. Суждения с отношениями.
- Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству)
- Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству
- Распределенность терминов в категорических суждениях
- § 3. Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний
- Способы отрицания суждений
- Отрицание сложных суждении
- Исчисление высказываний
- § 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке
- §5.Отношения между суждениями по значениям истинности
- Противоположность (контрарность)
- § Б. Деление суждений по модальности
- Задачи к теме “Суждение”
- VII. Являются ли суждениями следующие предложения?
- Глава IV законы (принципы) правильного мышления
- § 1. Понятие логического закона
- § 2. Законы логики и их роль в познании Закон тождества
- Закон непротиворечия
- Закон исключенного третьего
- Специфика действия закона исключенного третьего при наличии “неопределенности” в познании
- Закон достаточного основания
- § 3. Использование формально-логических законов в процессе обучения
- Задачи к теме “Законы (принципы) правильного мышления”
- Глава V умозаключение
- § 1. Общее понятие об умозаключении
- Понятие логического следования
- § 2. Дедуктивные умозаключения
- Понятие правила вывода
- § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования
- S есть р
- § 4. Простой категорический силлогизм1
- Фигуры и модусы категорического силлогизма
- Особые правила фигур
- Модусы категорического силлогизма.
- Правила категорического силлогизма
- /. Правила терминов
- //. Правила посылок
- § 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)
- § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы: (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема)
- Все с суть d. Сорит (с общими посылками)
- Выводы, основанные на логических связях между суждениями (выводы логики высказываний)
- § 7. Условные умозаключения
- I. Утверждающий модус (modus ponens).
- II. Отрицающий модус (modus tollens).
- Первый вероятностный модус
- Структура его: Cхема:
- Второй вероятностный модус
- § 8. Разделительные умозаключения
- § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения
- Дилемма1
- Cхема Формула:
- Трилемма
- § 10. Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения
- 1. В умозаключении пропущено заключение
- 2. В умозаключении пропущена одна из посылок
- 1. Простая контрапозиция.
- 2. Сложная контрапозиция.
- § 11. Непрямые (косвенные) выводы
- 1. Рассуждение по правилу введения импликации
- 2. Правило сведения “к абсурду”
- 3. Правило непрямого вывода - рассуждение “от противного” (противоречащего)
- § 12. Индуктивные умозаключения и их виды Логическая природа индукции
- Математическая индукция
- Виды неполной индукции
- 2. Индукция через анализ и отбор фактов
- Понятие вероятности
- 3. Научная индукция
- § 13. Индуктивные методы установления причинных связей Понятие причины и следствия
- Методы установления причинной связи
- Метод сходства
- Если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. Метод остатков
- Если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления.
- § 14. Дедукция и индукция в учебном процессе
- Задачи к теме “Умозаключение”
- 3. Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
- Все летучие мыши - представители отряда рукокрылых.
- Глава VI логические основы теории аргументации
- § 1. Понятие доказательства
- Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация
- Виды аргументов
- § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства
- § 3. Понятие опровержения
- 1. Опровержение тезиса (прямое и косвенное)
- II. Критика аргументов
- III. Выявление несостоятельности демонстрации
- § 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях
- Правила по отношению к тезису
- Ошибки относительно доказываемого тезиса
- Правила по отношению к аргументам
- Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)
- Ошибки в форме доказательства
- 3. Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии);
- § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах
- Понятие о логических парадоксах
- Парадоксы теории множеств
- § 6. Искусство ведения дискуссии
- Задачи к теме
- 1Ушинский к. Д. Соб. Соч. М.-л., 1948. Т. 1. С. 397.
- 1Цит. По: Русская литература. Л., 1980. С. 55.
- 2Huкoлa Себастьен де Шамфор. Из максим и мыслей, афоризмов и анекдотов // Пер. С франц. Орел. 1991. С. 45,47-49.
- 3Смаллиан р. Как же называется эта книга? // Пер. С англ. М., 1981. С. 74,123.
- Глава VII аналогия и гипотеза. Их роль в учебном процессе
- § 1. Умозаключение по аналогии и его виды
- Строгая аналогия
- Нестрогая аналогия
- Ложная аналогия
- § 2. Гипотеза и ее виды
- Виды гипотез
- § 3. Построение гипотез
- Способы подтверждения гипотез бывают такие:
- Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе
- Глава VIII роль логики в процессе обучения
- § 1. Логическая структура вопроса
- Виды вопросов
- Предпосылки вопросов
- Правила постановки простых и сложных вопросов
- Логическая структура и виды ответов
- § 2. К. Д. Ушинский и в. А. Сухомлинский о формировании логического мышления в процессе обучения в начальной школе
- § 3. Развитие логического мышления младших школьников
- Обобщение:
- Ограничение:
- § 4. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения в средних и старших классах Развитие логического мышления учащихся на уроках литературы (из опыта о. Ю. Богдановой)
- Развитие логического мышления на уроках математики
- Глава IX методика преподавания логики в педагогических высших и средних учебных заведениях и школах
- § 1. Формирование логической культуры как условие гуманитаризации педагогического образования
- Формы активизации мыслительной деятельности , студентов в учебном процессе
- Семинары и самостоятельные работы студентов
- РРис.23
- Все лисицы - позвоночные.
- 2.Все птицы имеют оперение.
- Контрольные работы
- Вопросы экзаменационных билетов
- Кроссворд по теме “Понятие”
- Ответы на кроссворд
- Формы внеаудиторной работы со студентами
- § 2. Специфика методики преподавания логики в средних педагогических учебных заведениях: педучилищах, педколледжах, подклассах (из опыта работы)
- Кроссворд, составленный ученицей 11 класса Татьяной и.'
- Ответы на кроссворд
- По горизонтали:
- Ответы на кроссворд
- Тест айзенка (стр. 342-358)
- § 3. Методика повышения логической культуры учащихся начальной и средней школы (из опыта работы)
- II. Требования к оформлению работы
- 1. В письменном отчете о проведенной педпрактике по логике необходимо описать проведенные занятия с учащимися и сделать приложение по следующей схеме (см. Табл., с. 361).
- 1См.: Гетманова а.Д. Учебник по логике. Серия “Российский лицей”. М.,1994. С. 54-57.
- Задания по логике для студентов второго курса на период педагогической практики в 1987/88 учебном году
- Глава X этапы развития логики как науки
- § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассических логик
- Логика в Древней Индии
- Логика Древнего Китая
- Логика в Древней Греции
- Логика в средние века
- Логика эпохи Возрождения и Нового времени'
- Логика в России
- Математическая логика
- § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики
- § 3. Интуиционистская логика
- § 4. Конструктивные логики
- Конструктивные исчисления высказываний в. И. Гливенко и а. Н. Колмогорова
- Конструктивная логика а. А. Маркова
- § 5. Многозначные логики
- Трехзначная система Лукасевнча
- Отрицание Лукасевича
- Трехзначная система Гейтинга
- Импликация Гейтинга
- Две бесконечнозначные системы Гетмановой:
- § 6. Законы исключенного третьего и непротиворечия в неклассических логиках (многозначных, интуиционистской, конструктивных)
- § 7. Модальные логики
- § 8. Положительные логики
- § 9. Паранепротиворечивая логика
- Заключение
- 1. Предмет и значение логики.
- 2. Понятие.
- 3. Суждение.
- 4. Умозаключение.
- 5. Логические основы теории аргументации.
- Вопрос 260-265
- Еебулид 383
- ИвинА.А.97,43”
- ЛуллийР. 385 Львов м.Р. 273, 274, 275,293, 294, 299, 329 Льюис к. И. 434,435,436,437, 443,457
- Сократ 380,381
- Свинцов в. И. Логика. М., 1987.
- II. Популярная литература
- III. Литература по педагогическим приложениям логики