Сократ 380,381
Сократический способ беседы 379
СоринаГ.В. 328, 332 Сорит 143,154,155,156,284,304, 309, 310,318,327, 328
Софизм, софистика 319,328,379,427,450
Софисты 378,379,381
Сравнение 32, 33, 42-51
Стил Т. 444
Стилпон 383
СтяжкинН.И. 372.388.389
Субботин А. А. 383
Суждение (см. также Высказывание) 12, 13, 16. 24, 26. 68-83, 87, 89, 93-96, 105,261,262,
264,266,282-284, 288, 290,
464
295, 296, 301, 303, 307, 391,393,395-400,403,412, 414.415,426,427,431-437, 441,446-449
- ассерторическое 69-71, 94-100,432
- атрибутивное 68, 69
- категорическое 143,384,392, 394,399,420,433.450
- модальное 95, 96,432,433,446
- общая характеристика 137-138
- отрицательное 72-74
- простые 94-96
- распределенность терминов 74,75,77
- совместимые суждения 92-93
-
сложные 79,95, 96,100
Суханов К. Н. 412
Сухомлинский В. А. 229,296. 302,308, 315, 329
Сюнь-цзы 377
Табаков М. 443
Таблица (матрица) истинности 79, 80,418,419
Тавтология 417,418-425,428-432,443
Тезис (в доказательстве) 209-219, 284, 318, 340
Теория познания 374, 378, 379,381,384
Тесты 330, 342,343, 355,448,451
Тождество 35,382,389, 390
Тождественно-истинная формула 81
Тождественно-ложная формула 81
Трасимах 379
Трилемма 167,171,174-177,208
УайтхедА 406,435
Убеждение 210
УёмовА.И. 452
Умозаключение 6, 12-18, 58, 79, 93,94,210. 218, 222, 223
- вероятностное 138,161,162, 167,182,184,187,198
-
дедуктивное 138,140-143, 148,159,163,167,182, 284, 288.292. 302.304, 322. 340,
365,378,382,389
-
категорический силлогизм 143,148-154,156,288, 290, 301, 302, 304, 307, 310, 314,
317,318, 340
- научная индукция 184,188,189
- неполная индукция 183,184
- непосредственное 143,144, 146,147,201
- неправильное 17-19
- по аналогии 223,281,382, 446,450
- полной индукции 182,183,186
- развитие категорий
- “индукция” и “дедукция” 189
-
разделительно-категорическое 157,163,164,166,167,176, 177,206,288, 302, 311, 322,
365, 366,420,447
- сокращенное 175-177,198,199
-условно-категорическое159-161,176,177,203, 204,205,284,288, 302, 304, 309,311, 318,
327, 365, 366,422
- условно-разделительное 157, 167,175-177.318
-
чисто условное 157,158,177
Учетверение терминов 151
Ушинский К Д. 237, 265, 266,267,271
Аль-Фараби 384
ФейсР. 438
465
Филон 383
Форма (структура) логическая 12-17, 261, 270. 271, 281
Формальная правильность рассуждения 16
Формально-логические законы 15, 16,106,107,134,136. 387, 432
ФрегеГ. 404,405,406,408
Функция (именная и пропозициональная) 22-25
ХавашК. 327
Хань Фей-цзы 377
Характеристика 43, 47-51, 62-64,66, 68, 74, 79, 97
Хинтикка Я. 438
Хинчин А .Я. 329
Хризипп 383
Хуэй Ши 377
Циолковский К Э. 254
Чарвака 373
ЧендовБ. С. 438
Чернышевский Н. Г. 388
Шатуновскчй С. О. 390,391
ШефферМ.Х. 403,439,458
Шредер Э. 394,404
Эватл 236, 237.-379
Эйлер Л. 35. 38, 59, 62, 74, 75
Эквивалентность 87, 92,449,457
Эквиваленция 25,26,40,79,80,82,84,86,87,88,89,92,100,292,296, 303, 317,423,455,456,457
Энгимема 143,153,154,156,157, 175,202,302, 304, 318, 365,366
Эпистемическая модальность 100
Эпихейрама 143,154-156
Язык
- и логика 14, 19, 20
- и речь 270,273,293, 294
- искусственный 8,20,440
-
формализованный 440 Языки программирования 20
Яновская С. А. 228
Яськовский С. 442
Яшин Б. Л. 315,323, 369
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
I. Учебная литература
Гетманова А. Д. Логика. М., 1986.
Гетманова А. Д. Учебник по логике. Серия: Российский лицей. М.., 1994.
Гетманова Л. Д., Панов М. И., Уемов А. И., Никифоров А. Л.,
Яшин Б. Л. Логика: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995.
Горский Д. П. Логика. М., 1963.
Горский Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. Л., Краткий словарь по логике. М., 1991.
Ивлев Ю. В. Логика. М., 1997.
Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 1995.
Мельников А.Н. Сборник задач по логике. Киев, 1990.
Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1975.
Сборник упражнений по логике. Минск, 1995.
Светлое В. А. Практическая логика. С.-Петербург. 1995.
- Введение
- Глава I предмет и значение логики
- § 1. Формы познания Формы чувственного познания
- Формы абстрактного мышления
- Растения делятся или на однолетние или на многолетние.
- Особенности абстрактного мышления
- § 2. Понятие логической формы и логического закона
- Понятие логической формы
- Логические законы
- Истинность мысли и формальная правильность рассуждений
- Все металлы - твердые тела.
- Все небесные тела – планеты
- Все тигры полосатые.
- 4. Все ушастые тюлени – ластоногие.
- Теоретическое и практическое значение логики
- § 3. Логика и язык
- Семантические категории
- Задачи к теме “Предмет и значение логики”
- Глава II понятие
- § 1. Понятие как форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий
- § 2. Отношения между понятиями
- Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)
- Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие
- § 3. Определение понятий
- Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении
- Неявные определения
- Определение через аксиомы
- Использование определений понятий в процессе обучения
- Приемы, сходные с определением понятий
- § 4. Деление понятий. Классификация
- Правила деления понятий
- Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление
- Классификация
- Использование естественных классификаций в школах и педагогических средних и высших учебных заведениях
- § 5. Ограничение и обобщение понятий
- II. Определить отношения между следующими понятиями:
- Глава III суждение
- § 1. Общая характеристика суждения
- Суждение и предложение
- § 2. Простое суждение
- Виды простых ассерторических суждений
- 1. Суждения свойства (атрибутивные).
- 2. Суждения с отношениями.
- Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству)
- Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству
- Распределенность терминов в категорических суждениях
- § 3. Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний
- Способы отрицания суждений
- Отрицание сложных суждении
- Исчисление высказываний
- § 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке
- §5.Отношения между суждениями по значениям истинности
- Противоположность (контрарность)
- § Б. Деление суждений по модальности
- Задачи к теме “Суждение”
- VII. Являются ли суждениями следующие предложения?
- Глава IV законы (принципы) правильного мышления
- § 1. Понятие логического закона
- § 2. Законы логики и их роль в познании Закон тождества
- Закон непротиворечия
- Закон исключенного третьего
- Специфика действия закона исключенного третьего при наличии “неопределенности” в познании
- Закон достаточного основания
- § 3. Использование формально-логических законов в процессе обучения
- Задачи к теме “Законы (принципы) правильного мышления”
- Глава V умозаключение
- § 1. Общее понятие об умозаключении
- Понятие логического следования
- § 2. Дедуктивные умозаключения
- Понятие правила вывода
- § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования
- S есть р
- § 4. Простой категорический силлогизм1
- Фигуры и модусы категорического силлогизма
- Особые правила фигур
- Модусы категорического силлогизма.
- Правила категорического силлогизма
- /. Правила терминов
- //. Правила посылок
- § 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)
- § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы: (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема)
- Все с суть d. Сорит (с общими посылками)
- Выводы, основанные на логических связях между суждениями (выводы логики высказываний)
- § 7. Условные умозаключения
- I. Утверждающий модус (modus ponens).
- II. Отрицающий модус (modus tollens).
- Первый вероятностный модус
- Структура его: Cхема:
- Второй вероятностный модус
- § 8. Разделительные умозаключения
- § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения
- Дилемма1
- Cхема Формула:
- Трилемма
- § 10. Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения
- 1. В умозаключении пропущено заключение
- 2. В умозаключении пропущена одна из посылок
- 1. Простая контрапозиция.
- 2. Сложная контрапозиция.
- § 11. Непрямые (косвенные) выводы
- 1. Рассуждение по правилу введения импликации
- 2. Правило сведения “к абсурду”
- 3. Правило непрямого вывода - рассуждение “от противного” (противоречащего)
- § 12. Индуктивные умозаключения и их виды Логическая природа индукции
- Математическая индукция
- Виды неполной индукции
- 2. Индукция через анализ и отбор фактов
- Понятие вероятности
- 3. Научная индукция
- § 13. Индуктивные методы установления причинных связей Понятие причины и следствия
- Методы установления причинной связи
- Метод сходства
- Если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. Метод остатков
- Если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления.
- § 14. Дедукция и индукция в учебном процессе
- Задачи к теме “Умозаключение”
- 3. Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
- Все летучие мыши - представители отряда рукокрылых.
- Глава VI логические основы теории аргументации
- § 1. Понятие доказательства
- Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация
- Виды аргументов
- § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства
- § 3. Понятие опровержения
- 1. Опровержение тезиса (прямое и косвенное)
- II. Критика аргументов
- III. Выявление несостоятельности демонстрации
- § 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях
- Правила по отношению к тезису
- Ошибки относительно доказываемого тезиса
- Правила по отношению к аргументам
- Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)
- Ошибки в форме доказательства
- 3. Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии);
- § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах
- Понятие о логических парадоксах
- Парадоксы теории множеств
- § 6. Искусство ведения дискуссии
- Задачи к теме
- 1Ушинский к. Д. Соб. Соч. М.-л., 1948. Т. 1. С. 397.
- 1Цит. По: Русская литература. Л., 1980. С. 55.
- 2Huкoлa Себастьен де Шамфор. Из максим и мыслей, афоризмов и анекдотов // Пер. С франц. Орел. 1991. С. 45,47-49.
- 3Смаллиан р. Как же называется эта книга? // Пер. С англ. М., 1981. С. 74,123.
- Глава VII аналогия и гипотеза. Их роль в учебном процессе
- § 1. Умозаключение по аналогии и его виды
- Строгая аналогия
- Нестрогая аналогия
- Ложная аналогия
- § 2. Гипотеза и ее виды
- Виды гипотез
- § 3. Построение гипотез
- Способы подтверждения гипотез бывают такие:
- Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе
- Глава VIII роль логики в процессе обучения
- § 1. Логическая структура вопроса
- Виды вопросов
- Предпосылки вопросов
- Правила постановки простых и сложных вопросов
- Логическая структура и виды ответов
- § 2. К. Д. Ушинский и в. А. Сухомлинский о формировании логического мышления в процессе обучения в начальной школе
- § 3. Развитие логического мышления младших школьников
- Обобщение:
- Ограничение:
- § 4. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения в средних и старших классах Развитие логического мышления учащихся на уроках литературы (из опыта о. Ю. Богдановой)
- Развитие логического мышления на уроках математики
- Глава IX методика преподавания логики в педагогических высших и средних учебных заведениях и школах
- § 1. Формирование логической культуры как условие гуманитаризации педагогического образования
- Формы активизации мыслительной деятельности , студентов в учебном процессе
- Семинары и самостоятельные работы студентов
- РРис.23
- Все лисицы - позвоночные.
- 2.Все птицы имеют оперение.
- Контрольные работы
- Вопросы экзаменационных билетов
- Кроссворд по теме “Понятие”
- Ответы на кроссворд
- Формы внеаудиторной работы со студентами
- § 2. Специфика методики преподавания логики в средних педагогических учебных заведениях: педучилищах, педколледжах, подклассах (из опыта работы)
- Кроссворд, составленный ученицей 11 класса Татьяной и.'
- Ответы на кроссворд
- По горизонтали:
- Ответы на кроссворд
- Тест айзенка (стр. 342-358)
- § 3. Методика повышения логической культуры учащихся начальной и средней школы (из опыта работы)
- II. Требования к оформлению работы
- 1. В письменном отчете о проведенной педпрактике по логике необходимо описать проведенные занятия с учащимися и сделать приложение по следующей схеме (см. Табл., с. 361).
- 1См.: Гетманова а.Д. Учебник по логике. Серия “Российский лицей”. М.,1994. С. 54-57.
- Задания по логике для студентов второго курса на период педагогической практики в 1987/88 учебном году
- Глава X этапы развития логики как науки
- § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассических логик
- Логика в Древней Индии
- Логика Древнего Китая
- Логика в Древней Греции
- Логика в средние века
- Логика эпохи Возрождения и Нового времени'
- Логика в России
- Математическая логика
- § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики
- § 3. Интуиционистская логика
- § 4. Конструктивные логики
- Конструктивные исчисления высказываний в. И. Гливенко и а. Н. Колмогорова
- Конструктивная логика а. А. Маркова
- § 5. Многозначные логики
- Трехзначная система Лукасевнча
- Отрицание Лукасевича
- Трехзначная система Гейтинга
- Импликация Гейтинга
- Две бесконечнозначные системы Гетмановой:
- § 6. Законы исключенного третьего и непротиворечия в неклассических логиках (многозначных, интуиционистской, конструктивных)
- § 7. Модальные логики
- § 8. Положительные логики
- § 9. Паранепротиворечивая логика
- Заключение
- 1. Предмет и значение логики.
- 2. Понятие.
- 3. Суждение.
- 4. Умозаключение.
- 5. Логические основы теории аргументации.
- Вопрос 260-265
- Еебулид 383
- ИвинА.А.97,43”
- ЛуллийР. 385 Львов м.Р. 273, 274, 275,293, 294, 299, 329 Льюис к. И. 434,435,436,437, 443,457
- Сократ 380,381
- Свинцов в. И. Логика. М., 1987.
- II. Популярная литература
- III. Литература по педагогическим приложениям логики