logo search

5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе:

• чувство собственного достоинства и дисциплинированность;

• гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине.

В Толковом словаре В.И. Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник". Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.

С содержательной точки зрения, патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе:

• включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины;

Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов.

Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы:

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. "Дефективность сознания, - отмечал А.С. Макаренко, - это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений, - одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества".

Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот почему работа с семьями воспитанников - важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков.