logo search
Getmanova_A_D_-_Logika

Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление

Приведенные примеры деления понятия иллюстрировали деление по видообразующему признаку, когда основанием деления служит признак, по которому образуются видовые по­нятия. Примеры деления по видообразующему признаку: “Ядер­ные взрывы бывают в космосе, воздушными, наземными, под­водными, подземными” (в зависимости от вида среды, где про­изошел взрыв); “Водоемы делятся на пресные и соленые”.

Другим видом деления понятия является дихотомическое (двучленное) деление, или дихотомия.

Дихотомия (от греч. dichotomiа - сечение на две части). Объем цедимого понятия делится на два противоречащих понятия и не-А). Например: “Внимание делится на произвольное и непроиз­вольное”; “Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных”;

“Почвы делятся на черноземные и нечерноземные”; “Грибы де­лятся на съедобные и несъедобные”. Иногда понятие не-А снова целится на В и не-В, затем не-В делится на С и не-С и т. д. Схема и пример дихотомического деления даны на рис. 6, 7.

Дихотомическое деление удобно: оно всегда соразмерно, чле­ны деления исключают другу друга, деление производится только по одному основанию. Однако дихотомия применима не всегда. Например, нельзя делить науки на точные и неточные, а художе­ственные произведения на хорошие и нехорошие, ибо четко ука­зать критерий в этих случаях весьма трудно: это понятия с “раз­мытым” объемом.

54

Рис. 6 Рис. 7

Отважная и талантливая американская исследовательница Дайан Фосси, 13 лет наблюдавшая за особенностями жизни горилл, бук­вально вписавшись в их сообщество, приводит пример дихото­мического деления понятия “гнездо горилл”: “Нам удалось уви­деть несколько гнезд горилл - наземных и древесных. Наземное гнездо не что иное, как обычная для наземных млекопитающих лежка, устланная заломанными ветками кустарника и травы. Зато древесное гнездо - заметное издалека сооружение на высоте 3-5 метров на крупных ветвях у ствола дерева”'.

Операция деления понятия применяется тогда, когда надо ус­тановить, из каких видов состоит родовое понятие. От деления следует отличать мысленное расчленение целого на части. На­пример, “Год делится на январь, февраль, март, ..., декабрь”;

“Дом делится (расчленяется) на комнаты, коридоры, крышу, крыльцо”; “Обед состоял из трех блюд” и др. Части целого не являются видами рода, т. е. делимого понятия. Мы не можем сказать: “Комната есть дом”, а можем сказать: “Комната есть часть дома”.

Прием расчленения целого на части широко используется в обучении. Он применяется тогда, когда надо показать, из каких

_________________________

' Фосси Д. Гориллы в тумане // Пер. с англ. М. 1990. С. 13 . (В 1985 г. в лесу Карисоке Д. Фосси погибла от руки убийцы-браконьера).

55

частей (отделов, членов) состоит предмет. Приведем примеры из учебника по анатомии и физиологии. Понятие “скелет человека” позволяет четко проиллюстрировать прием расчленения целого на части. “В скелете человека различаются следующие части: ске­лет головы, туловища и конечностей”.

Примеры мысленного расчленения целого на части из области ботаники: “Строение цветка ржи: цветочная чешуя, тычинки, рыль­це, завязь”; “Строение клетки кожицы лука: ядро, цитоплазма, обо­лочка, вакуоли”. Этот прием широко применяется и в начальной школе. В учебнике “Природоведение” (2 класс) читаем: “Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами”.