logo search

5.2. Цель и задачи воспитания

Цель воспитания - определяющая характеристика воспитательной системы. Цель выражает общую устремленность воспитания. Это будущее, на достижение которого направляются главные усилия.

Любое воспитание всегда целенаправлено.

История педагогики - длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания. Из этого следует, что они не являются раз и навсегда заданными; не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов - цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

В современной педагогике цель воспитания рассматривается как система целей с определенной иерархической структурой:

• общая цель воспитания;

• цель воспитания детей определенного возраста;

• цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения;

• цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности;

• воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.

Наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Таким образом, можно сформулировать, что наивысшая цель воспитания - это всестороннее гармоническое развитие личности.

В настоящее время цели воспитания и осуществляющие их воспитательные системы весьма многообразны. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств.

Т.А. Ильина рассматривает три вида целей:

Сегодня в главную цель средней общеобразовательной школы входит стремление:

Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью - по этому вопросу их мнения расходились:

По мнению Я. А. Каменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей:

Английский философ и педагог Дж. Локк считал, что главная цель воспитания - сформировать джентльмена, человека, "умеющего вести дела мудро и предусмотрительно".

К. Гельвеции, французский материалист утверждал, что в основу воспитания должна быть положена "единая цель". Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего числа граждан.

Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям.

И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ говорил, что цель воспитания - развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить "гармоническое развитие сил и способностей человека".

Немецкий философ И. Кант возлагал большие надежды на воспитание и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню.

Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека.

Великий русский педагог К.Д Ушинский писал: "Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания".

Цель воспитания как система распадается на составные части - общие и конкретные задачи.

В отечественной педагогике цель воспитания включает задачи традиционные и современные.

Традиционные задачи:

Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве важных отдельных задач воспитание школьников:

• экономическое;

• экологическое;

• правовое.

Вышеперечисленные задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики.