Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
Как уже отмечалось, важнейшую роль в процессе формирования экоцентрического типа экологического сознания личности играет складывающееся у нее субъективное отношение к миру природы субъектно-непрагматической модальности. Представление о трех каналах формирования отношения и соответствующей системе психологических механизмов позволяет выработать соответствующие педагогические стратегии.
Так, по перцептивному каналу может формироваться влечение к природным объектам. Основное значение при этом имеет система естественных релизеров, характерных для этих природных объектов. Следовательно, в педагогическом процессе необходимо использовать аттракционные возможности самих природных объектов, то есть подбирать для демонстрации школьникам или для процесса их взаимодействия с живыми существами таких представителей флоры и фауны, которые обладают релизерами, вызывающими положительную эмоциональную реакцию (стройное тело, большие глаза, «приятное» пение, мягкий, пушистый, с приятным запахом и т. д.).
Педагогу целесообразно также акцентировать внимание школьников на соответствующих свойствах животных и растений («Посмотрите, какие у него...», «Потрогайте его...» и т. д.). Эффективно также подчеркивать элементы паралнелизма с человеком как в аспекте тех или иных качеств, гак и в аспекте поведенческих проявлений («заботится о детях», «самоотверженно защищает территорию» и т. д.).
Необходимо стараться задействовать при этом различные сенсорные системы ребенка («посмотри», «послушай», • понюхай», «потрогай» и т. п.).
В целом, реализация основного методологического принципа экологической психопедагогики в контексте действия механизмов перцептивного канала формирования субъективного отношения к природным объектам ориентирует педагога на осознанный отбор потенциально аттракционных природных объектов для взаимодействия с детьми и на актуализацию действия положительных стимулов.
По когнитивному каналу происходит формирование интереса личности к миру природы. Психологические закономерности действия стимулов когнитивного канала предопределяют особенности педагогической стратегии воспитателя.
Необходимо учитывать влияние на формирование экологического сознания ребенка фольклорных образов животных и растений, иметь в виду, что даже неявная этическая оценка сказочного поведения живых существ играет свою роль в процессе развития отношения к ним.
Следовательно, предлагаемый детям фольклорный материал должен подвергаться соответствующему анализу и педагогическому отбору. Такой анализ предполагает также ориентацию на этнопсихологические, культурные установки по отношению к тем или иным живым существам.
Сообщение школьникам экологической информации традиционно является основным способом экологического образования. Однако эти сведения оказываются значимыми для личности, т. е. не остаются интеллектуальным балластом и вовлекаются в процесс принятия решений и регуляции поведения, только тогда, когда они эмоционально окрашены.
В этом плане значение информации о поведении и социальной организации живых существ намного выше, чем информации о молекулярном, клеточном или анатомическом их строении.
Одним из психологических механизмов, на основе которого может проводиться педагогическая коррекция субъективного отношения личности к миру природы, является интеллектуализация эмоций.
Интеллектуализация эмоций может оказывать и корректирующее воздействие на процесс формирования субъектно-этического отношения в том случае, когда сформировавшееся ранее через перцептивный канал отрицательное отношение вступает в диссонанс с полученными человеком «положительными» экологическими фактами. Например, «кровожадный хищник» после прочтения книги Ф. Моуэта «Не кричи, волки!» предстает совершенно в другом свете. Канадский натуралист, месяцами наблюдавший за поведением волчьей семьи из палатки, расположенной вблизи логова, сообщает такие факты о поведении этих животных, которые буквально заставляют читателей изменить свое отношение к ним.
Таким образом, ориентация на психологические закономерности действия механизмов когнитивного канала формирования субъективного отношения требует от педагога специфического анализа и соответствующего отбора фольклорной и научной информации для сообщения школьникам, а также позволяет производить эффективную коррекцию отрицательного отношения к отдельным природным объектам на основе создания механизма интеллектуализации эмоций.
Психологические закономерности действия механизмов практического канала формирования субъективного отношения к миру природы также обусловливают ряд специфических педагогических требований.
На основе действия механизмов практического канала происходит формирование у ребенка склонности к взаимодействию с природными объектами, другими словами, к натуралистической деятельности. Важнейшим условием является педагогическое формирование мотивации взаимодействия с миром природы.
Психологический анализ показывает, что онтогенетическое развитие мотивации рекреационных контактов человека с природой — это движение от конкретно-предметного к абстрактному, от материального к духовному; это путь от натуралистического коллекционирования к осмыслению взаимосвязей в природе и наслаждению открывающейся при ном гармонией.
Но природоохранная деятельность становится личностно значимой и необходимой для человека лишь на «вершине» такой «мотивационной пирамиды», когда она является внешней реализацией уже сформированного отношения к природе.
Таким образом, «включение» и «привлечение» к природоохранной деятельности школьников, зачастую не прошедших предыдущие онтогенетические стадии развития контактов с природой, не может быть педагогически высокоэффективным, не оправдывает тех надежд, которые возлагаются на нее педагогами в процессе формирования экологического сознания. Попросту говоря, возникает ситуация с «телегой впереди лошади».
В процессе природоохранной деятельности, если она организуется вне рекреационного и онтогенетического контекста, природа воспринимается объектно. В этом плане психологически расчистка леса не отличается от покраски забора. Если же для человека характерно представление о Лесе как о сложном живом организме, как о партнере взаимодействия, как о субъекте, то та же его расчистка становится актом «помощи», «поддержки», проявлением экологической активности личности. В этом случае природоохранная деятельность становится эмоционально насыщенной и оказывает на личность значительное влияние, выступает как эффективный фактор формирования ее экологического сознания.
Большим психолого-педагогическим потенциалом обладает использование в педагогическом процессе возможности ребенка получать «ответы» от природных объектов на свою активность в отношении этих живых существ. Педагогу необходимо развивать в детях сенситивность, чувствительность к этим «ответам». При этом целесообразно опираться на элементы совпадения, перекрывания коммуникативных систем человека и животных (и даже растений (!): запах, привлекающая красота цветков). Кроме того, нужно стимулировать в детях рефлексивный анализ своего экологического поведения и нейтрализовать механизм рационализации своих неадекватных экологических действий. Таким образом, ориентация на психологические закономерности механизмов практического канала формирования субъективного отношения требует от педагога повышать сенситивность ребенка к «ответам» природных объектов, влиять на рефлексивное осмысление им своего экологического поведения.
Представление о системной модели процесса формирования субъективного отношения личности к природе является своеобразной «психологической матрицей» (наподобие периодической таблицы Менделеева), на которую может быть наложена «педагогическая калька» соответствующих методов и приемов в формировании экологической личности, в которой педагогические средства конструируются таким образом, чтобы актуализировать определенный психологический механизм или их комбинацию.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности