3. Образовательный процесс, его сущность.
Процесс (от лат. processus - продвижение), - это: 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Процесс обучения (или образовательный процесс) является наряду с процессом воспитания частью целостного педагогического процесса.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.
Под процессом обучения понимается совокупность связанных между собой действий учеников и учителя, взаимно обуславливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у учеников и педагогов определенных сравнительно устойчивых изменений.
Функции обучения: образовательная, развивающая, воспитательная.
Функции обучения реализуются посредством органического соединения трех категориально значимых педагогических явлений, к которым относятся:
- деятельность педагога (преподавание), которая рассматривается как система действий, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности учеников. Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач),- обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Содержание преподавания составляют: система знаний по конкретному предмету, умение формировать систему знаний необходимого уровня у учеников, развивать их познавательные интересы и коммуникативные умения. Преподавание включает следующие этапы: подготовительный (планирование учебного процесса, его содержания и технологии); собственно обучающий (вводно-мотивационная и операционно-познавательная деятельность); контролирующий и аналитико-корректировочный (деятельностный подход к обучению);
- деятельность ученика, т.е. собственно освоение учебного материала (учение) - это целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности. Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. В учении выделяются следующие компоненты: содержательно-операционный (знание и способы аналитико-синтетической деятельности); ориентировочный (принятие цели, норм, и правил учебно-познавательной деятельности); энергетический (воля, эмоции); мотивационно-оценочный (отношение человека к учебной деятельности и осваиваемым знаниям);
- саморазвитие участников процесса обучения (педагога и учащихся), которое рассматривается как активное, последовательное, прогрессивное и необратимое изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.
Движущая сила образовательного процесса.
Обучение - непрерывно развивающийся процесс. Необходимо вскрыть источники его развития. Что же является движущей силой этого процесса, какая пружина приводит в движение все эти взаимосвязанные явления обучения?
По первому впечатлению кажется, что процесс обучения всецело определяется учителем, его объяснениями, указаниями, заданиями. Подобный взгляд возникает из наблюдений уроков определенного стиля: учитель непрерывно объясняет, указывает и командует, а на долю учеников остается лишь подражательно-исполнительская работа. В подобном понимании содержится доля истины. Но в целом это неправильное, механистическое понимание учебного процесса и его движущих сил.
Замечено, что чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения. И наоборот, процесс обучения, в котором в тесной связи с объяснениями учи теля осуществляется живая познавательная деятельность учащихся, оказывается эффективным в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся.
Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития школьников. Следует подчеркнуть, что задачи выдвигаются именно ходом обучения, его логикой, и потому они «захватывают» учащихся. Задачи появляются все новые и новые в том или ином отношении; они осознаются учащимися, принимаются ими и могут быть разрешены при некотором напряжении умственных сил.
Непременным условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при полном напряжении усилий учащиеся класса в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут выполнить ее в ближайшей перспективе (в зоне ближайшего развития, по Выготскому) — такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, но может оказаться тормозом умственной деятельности учащихся.
Отсюда следует, что условием становления противоречия в качестве движущей силы обучения являются его обусловленность и подготовленность ходом учебного процесса, его логикой. Именно при этом условии учащиеся будут в состоянии не только «схватить» противоречие, но и заострить его и найти способ его решения. В этих условиях возникает новое противоречие, которое раскрывает учащимся дальнейшую задачу изучения предмета или вопроса. Происходит своеобразный процесс «самодвижения» познания. Суть его заключается в том, что решение данной проблемы становится тем шагом, который открывает новые познавательные задачи или проблемы. Противоречие становится внутренним процессом, характеризующим деятельность сознания. Таким образом, выдвинутая однажды и принятая учащимися познавательная задача превращается в цепь внутренне связанных задач, которые вызывают собственное стремление школьников к познанию нового, неизвестного и к применению этого познанного в жизни.
Следует учесть, что помимо главного противоречия, представленного выше, существуют следующие противоречия образовательного процесса:
позиция преподавателя (первоначально консервативная) по отношению к сообщению переданного содержания образования, с одной стороны, и необходимость соответствовать будущим требованиям к образованию, с другой;
бурный рост объема знаний, а следовательно, и (потенциального) содержания образования, с одной стороны, и ограниченные возможности его передачи и усвоения в процессе обучения, с другой;
коллективный характер организации многих дидактических процессов, с одной стороны, и преимущественно индивидуальный характер процесса усвоения, с другой;
тенденция к передаче «готовых знаний», вытекающая из традиционной логики преподавания, с одной стороны, и вытекающее из педагогической логики формирования личности требование всесторонней, в растущей степени самостоятельной, даже исследовательской работы, направленной на усвоение - с другой;
требование ведущей роли преподавателя, вытекающее из логики преподавания, с одной стороны, и требование активности - творческой самостоятельной деятельности обучаемого, вытекающее из логики процесса усвоения, с другой;
тенденция к единым дидактическим программам, стратегии и критериям оценки, вытекающая из логики преподавания (в коллективных формах организации обучения), с одной стороны, и требование дифференцирования и индивидуализации, вытекающее из логики процесса усвоения, с другой;
социальное неравенство обучающих и обучаемых, являющееся результатом разной обеспеченности поколений опытом, информацией по логике дидактического процесса, с одной стороны, и требование занимаемой ими позиции в дидактическом процессе как кооперирующихся партнеров, с другой;
позиция обучаемых - объекта, исходя из распространенной педагогической концепции, с одной стороны, и позиция обучаемых - субъекта, исходя из концепции процесса усвоения, с другой, одновременная позиция обучаемых как субъекта и объекта в руководимом обучающим дидактическом процессе усвоения и в системе дидактических социальных отношений.
Все многообразие данных противоречий, по мнению немецкого педагога Л. Клингберга, можно свести к следующим трем:
между постоянно растущим объемом содержания образования и соответственно ограниченными возможностями его передачи и усвоения;
между преимущественно фронтальной передачей учебного материала и его первичным индивидуальным освоением;
между социальными педагогическими и дидактическими позициями обучающих и обучаемых.
- Сущность и структура целостного педагогического процесса (цпп) План:
- Педагогический процесс
- Движущие силы цпп
- Психолого-педагогические основы цпп
- Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
- Правила реализации принципов педагогического процесса
- Тема: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. План лекции
- 1. Дидактика, ее объект, предмет, задачи.
- 2. Основные категории дидактики.
- 3. Образовательный процесс, его сущность.
- 5. Логика образовательного процесса.
- 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения).
- Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса План:
- Основные концепции обучения в дидактике
- Соотношение познания и учения
- Учебная деятельность
- Продукт учебной деятельности
- Виды учебной деятельности План
- Проблемное обучение
- Уровни проблемного обучения
- Поисковые умения
- Программированное обучение
- Принципы программированного обучения (в. П. Беспалько)
- Виды обучающих программ
- Линейная программа
- Преимущества программированного обучения
- Недостатки программированного обучения
- 1 Этап формирование мотивационной основы действий
- Дидактическая система л. В. Занкова
- Основные принципы
- Основные методические подходы
- Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности д.Б. Эльконина - в. В. Давыдова
- Основные принципы
- Ход обучения
- Основные методические подходы
- Технология в. С. Библера, с. Ю. Курганова «Диалог культур»
- Концептуальные идеи
- Технология диалога
- Основные методические подходы
- Технология гуманной педагогики ш. А. Амонашвили
- Основные установки
- Основные методические подходы
- Современные образовательные технологии план:
- Технология полного усвоения знаний
- Категории обучаемых
- Технология коллективного взаимообучения
- Преимущества ксо
- Варианты работы в парах
- Технология модульного обучения
- Технология проектной деятельности
- Классификация учебных проектов (по Коллингсу)
- Основные требования к учебному проекту
- Носители содержания образования план
- Образовательный стандарт
- Учебный план
- Учебная программа
- Учебная литература
- Учебник
- Структура учебника
- Функции школьного учебника
- Методы обучения
- Технология беседы
- Виды бесед
- Упражнение
- Условия эффективности упражнений
- Дидактическая последовательность предъявления учащимся упражнений
- Значение упражнений
- Самостоятельная работа
- Цели самостоятельной работы
- Преимущества самостоятельной работы
- Виды самостоятельной работы
- Мотивы самостоятельной работы
- Этапы самостоятельной работы
- Методы стимулирования и мотивации учения
- Методы контроля и самоконтроля в обучении
- Технология активного обучения
- Технические средства педагогического процесса План
- Дидактические особенности
- Классификации технических средств
- Требования к техническим средствам
- Компьютер в учебно-воспитательном процессе
- Виды обучающих компьютерных программ:
- Преимущества использования компьютера в обучении
- Аспекты анализа обучающих компьютерных программ
- Недостатки использования компьютера в обучении
- Компьютерные технологии
- Виды дистанционного обучения
- Формы организации целостного педагогического процесса Классификация форм организации целостного педагогического процесса
- Формы организации обучения
- Требования к уроку
- Структурные элементы урока
- Трудности при проведении уроков и пути их преодоления
- Пути совершенствования урока
- Учебные экскурсии
- Отличие от урока
- Подготовка экскурсии
- Классификация
- Коллективные творческие дела (ктд)
- Условия организации ктд
- Стадии ктд
- Педагогическая технология
- Технология педагогического воздействия
- Условия актуализации педтехнологии
- Педагогическая техника
- Компоненты педагогической техники
- Речь педагога
- Условия эффективности речи учителя
- Компоненты речевых способностей
- Управление вниманием слушателей
- Педагогическое общение
- Структура общения
- Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения
- Умения педагогического общения
- Барьеры восприятия в общении
- Конфликты в педагогической деятельности
- Развитие конфликта
- Педагог как субъект педагогического процесса план
- Классификация типов учителей
- Критерии успешности учителя
- Этапы развития педагогического профессионализма (по к. Ю. Бабанскому)
- Виды индивидуальных стилей педагогический деятельности учителя
- Учитель, предпочитаемый детьми
- Педагогическое мастерство
- Основы педагогического мастерства
- 2. Готовность к творческой деятельности:
- 4. Педагогические способности:
- Функции коллектива
- Этапы развития детского коллектива
- Критерии динамики формирования коллектива
- Личность и коллектив Условия, определяющие положение личности в коллективе
- Управлениеобразовательными системами как отрасль научного знания
- Структура управленческого решения
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- Принципы управления образовательными системами
- Управленческий труд в образовательном учреждении
- Специфические особенности управленческого труда
- Требования к управленческой информации
- Специфика управленческого труда в образовательном учреждении
- Методы управления образовательными системами
- Образовательное учреждение как объект управления и руководства
- Принципы руководства
- Руководитель в системе управления
- Эталонный образ руководителя
- Педагогическая инноватика план
- Факторы распространения педагогических нововведений
- Этапы освоения новшества
- Типы учителей по отношению к нововведениям (по э. М. Роджерсу)
- Школа функционирования. Школа развития
- Факторы эффективного функционирования
- Факторы эффективности развития школы
- Организационная культура школы
- Признаки высокой организационной культуры
- Функции организационной культуры
- Ориентация организационной культуры школы
- Психологический климат школы
- Показатели психологического климата
- Причины конфликтов в трудовых коллективах
- Способы предотвращения конфликтов
- Научная организация педагогического труда (нопт)