3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
При некоторых техногенных авариях, катастрофах, а также при стихийных бедствиях могут сложиться условия, которые потребуют срочной эвакуации детей. Предположим, из зоны пожара, радиоактивного, химического заражения или из района гидродинамических аварий.
В такой ситуации особое внимание должно быть уделено организованному и быстрому проведению необходимых мероприятий.
Весь цикл спасательных работ в школе можно разделить на два этапа:
первый этап спасательных работ – с момента получения сигнала об опасности или чрезвычайном происшествии и до прибытия в район бедствия спасателей (формирований ГО, воинских частей ГО);
второй этап – с момента прибытия формирований ГО и до выполнения ими поставленных задач, т.е. вывоза (вывода) всех учащихся в безопасную зону и эвакуации раненых в лечебную зону.
На первом этапе спасательные работы организует начальник ГО и ЧС учебного заведения. Выполняет их педагогический коллектив совместно с созданными формированиями школы собственными силами.
При пожаре или обрушении школьного здания начальник штаба ГО – начальник ГО – учитель ОБЖ сообщает об этом в штаб ГО района, вызывает скорую помощь, пожарные подразделения, милицию, оповещает о случившемся учреждение, организует сбор информации и тушение пожара, спасение учащихся из-под завалов поврежденного здания, оказание первой медицинской помощи раненым.
При тушении пожара необходимо в полной мере использовать соответствующие средства: огнетушители, пожарные краны и пр.
В типовом школьном учреждении имеются пожарные краны. Для приведения в действие пожарного крана необходимо открыть дверцу шкафчика, раскатать в направлении очага рукав, открыть вентиль и направить струю воды в очаг возгорания.
При возникновении или угрозе ЧС преподаватель ОБЖ выступает в качестве командира формирования, состоящего из звеньев (групп) учащихся данного класса с назначенными им старшими звеньев (групп).
С получением из штаба ГО задачи преподаватель ОБЖ – командир формирования – уясняет её, производит расчет времени, отдает старшим звеньев (групп) предварительные указания по подготовке к выполнению поставленной задачи, затем оценивает обстановку, принимает решение и ставит задачи подчиненным.
Уясняя задачу, он должен понять: цель предстоящих действий, замысел директора – начальника ГО школы, свою задачу, место и роль класса (формирования) при выполнении задачи, задачи соседей и порядок взаимодействия с ними, сроки готовности к выполнению задач.
Уяснив задачу, он определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно, и отдает необходимые предварительные указания старшим звеньев (групп) по проверке наличия и состояния индивидуальной и медицинской защиты, а при их нехватке – наличия подручных материалов для изготовления простейших средств защиты, индивидуальных дозиметров, медицинских средств для оказания первой медицинской помощи.
При оценке обстановки особое внимание он обращает на возможную радиационную, химическую и бактериологическую обстановку в районе учебного заведения и на путях эвакуации из очага поражения, и в первую очередь – на выяснение наиболее опасного поражающего фактора для детей; возможный характер и объём разрушений, пожаров и поражений учащихся, характер местности, состояние погоды, времени года и суток и их влияние на выполнение поставленных задач.
В результате уяснения задачи и сделанных им выводов из оценки обстановки преподаватель – командир формирования определяет объем спасательных работ по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи, участок, на котором надо сосредоточить основные усилия, необходимость выполнения работ, распределение своих сил и средств, районы сбора пораженных учащихся, порядок эвакуации пострадавших учащихся из очага поражения.
При постановке задач старшим звеньев (групп), учащимся он указывает участки (объекты) розыска пораженных и порядок оказания им первой медицинской помощи, порядок и способы выноса пораженных к местам погрузки на транспорт, меры безопасности при действиях в очаге поражения, сроки выполнения задач, порядок поддержания связи и представления донесений, места сбора после выполнения задачи.
После постановки задач преподаватель – командир формирования контролирует их выполнение, следит за соблюдением мер безопасности, оказывает необходимую помощь.
Затем заслушивает доклады старших звеньев о выполнении задачи, о полученных дозах облучения и пр.
Обобщив доклады старших звеньев, он составляет и представляет донесение начальнику ГО и действует по его указанию.
Классные руководители, не входящие в формирования, непрерывно находятся со своими классами, больше внимания уделяют легковозбудимым и психологически неустойчивым детям, помогают им преодолеть чувство страха, удерживают их от необдуманных действий. Более уравновешенным учащимся учитель поручает наблюдение за их товарищами и оказание им помощи. При малейшей возможности классный руководитель организует выход учащихся из опасной зоны, и в первую очередь вынос пострадавших.
Получив сообщение об опасности радиоактивного заражения, учитель должен помочь учащимся надеть противогазы и увести их в защитное сооружение.
При возникновении чрезвычайных ситуаций эвакуационные мероприятия – неотъемлемая часть в ОУ.
Эвакуацию в школе организует штаб ГО и ЧС во главе с начальником штаба (зам. директора, преподаватель ОБЖ). Создаются эвакуационные комиссии, которые ведут учет количества учеников, преподавателей и членов их семей, подлежащих эвакуации, разрабатывают документы, контактируют с районными (городскими) органами, сборным эвакуационным пунктом (СЭП) в загородной зоне.
Эвакуационные мероприятия подразделяются на:
подготовительную часть;
непосредственную эвакуацию.
Подготовительный этап предполагает составление плана эвакуационных мероприятий, создание эвакуационной комиссии, проведение занятий по категориям:
педагогический состав;
технический персонал;
учащиеся:
а) старшие классы;
б) средние классы;
с) младшие классы.
Эти мероприятия выполняет преподаватель ОБЖ. Для изучения правил поведения при ЧС весь педагогический состав и технический персонал должны проходить инструктаж: вводный, первичный и повторный.
Эвакуируются дети, как правило, вместе с родителями. Воспитанники детских домов и школ-интернатов – в составе этих учреждений.
При подготовке к эвакуации необходимо особо позаботиться об одежде детей. Она должна быть теплой, легкой и удобной. Следует позаботиться и об удобной обуви для детей старшего возраста, которым, возможно, придется эвакуироваться в пешем порядке. Детям дошкольного возраста пришиваются к одежде и белью ярлычки с указанием фамилии, имени и отчества ребенка, года рождения, места постоянного жительства и конечного пункта эвакуации. Из вещей в дорогу следует подготовить самое необходимое: одежду, белье, теплые вещи, а также запас продуктов на 2-3 дня и флягу или термос с водой.
Директор школы (начальник ГО) вызывает транспорт для эвакуации учащихся из зоны заражения.
Посадка детей на транспортные средства производится в первую очередь. Детям разъясняются правила поведения в ходе эвакуации. В пути следования необходимо следить, чтобы они без разрешения старших не выходили на остановках, не переходили из вагона в вагон, не пересаживались из одной машины в другую, не пили воду из непроверенных источников, не ели немытые фрукты и овощи, соблюдали личную гигиену.
По прибытии на станцию или пункт выгрузки взрослые, сопровождающие детей, должны помочь им организованно выйти, проверить их наличие, а также все ли взяли свои личные вещи и далее действовать по указаниям местной администрации или представителей эвакоприемной комиссии.
В загородной зоне дети размещаются вместе с родителями по частным домам или в общественных зданиях: школах, клубах, пансионатах и других удобных для этого помещениях.
Покинув зону заражения, все учащиеся проходят санитарную обработку. На втором этапе спасательные работы ведутся формированиями ГО под руководством их командиров. Учителя под руководством директора школы (начальника ГО и ЧС школы) и учителя ОБЖ в этот период оказывают им необходимую помощь. Они обеспечивают их информацией, указывают места, где могут быть дети, выносят пораженных, принимают участие в эвакуации учащихся из опасной зоны. Учитель должен постоянно находиться с учащимися и не отвлекаться на тушение пожара, разбор завалов и другие работы. Спасательные работы в школе считаются законченными, когда из зоны бедствия вывезены все учащиеся, извлечены и отправлены в лечебные учреждения все пораженные.
В ходе спасательных работ учитель ОБЖ должен следить и строго требовать от учителей выполнения мер безопасности, а также обеспечивать безопасность учащихся.
Эвакуация пораженных учащихся осуществляется в ближайшие лечебные учреждения или медицинские пункты, развертываемые в районе очага поражения.
Эвакуация остальных учащихся производится в районы, указанные начальниками ГО района (города), при этом районы эвакуации при отсутствии бактериального заражения в очаге поражения выбираются вне пределов очага на незараженной территории, как правило, в соседних районах области. При массовой эвакуации населения районами его размещения по решению Государственной чрезвычайной комиссии и местных органов могут быть различные регионы.
При наличии бактериального заражения эвакуация пораженных учащихся из очага поражения осуществляется первоначально в незараженные районы, в более благоприятные для размещения районы области.
Таким образом, из всего многообразия задач, которые решаются при ЧС, на руководящий состав учебных заведений могут быть возложены:
доведение информации штаба ГО и ЧС до всех преподавателей и учащихся;
своевременное обеспечение их средствами индивидуальной и медицинской защиты;
организация и проведение экстренной профилактики учащихся и пораженных;
ведение спасательных работ.
Особенность спасательных работ в школе заключается в том, что они должны начинаться с момента получения сигнала об опасности или начала бедствия и проводиться до полного их завершения.
Услышав сигнал «Внимание всем!», необходимо действовать быстро и решительно. Для этого в школе должен быть разработан алгоритм действий для учителей и учащихся по двум вариантам – действия во время перемены и во время урока.
Действия учителя при угрозе ЧС на перемене:
услышав сигнал «Внимание всем!», учитель направляет учеников в класс, в котором должен быть урок по расписанию;
по классному журналу проверяет наличие учеников;
уточняет информацию у дежурного администратора: порядок, направление движения и место сбора;
в случае необходимости эвакуации выводит учащихся из школы;
закрывает двери после вывода детей в целях уменьшения скорости распространения пожара по зданию;
докладывает начальнику ГО школы или НШГО (начальнику штаба ГО).
Действия учащихся:
быстро и организованно заходят в класс согласно расписанию уроков;
внимательно слушают и выполняют все распоряжения учителя;
организованно следуют в случае необходимости к пункту сбора (эвакуации);
помогают учителю быстро провести перекличку.
- Раздел I «теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
- Раздел II «основы медицинских знаний и профилактика болезней»
- Раздел III «основы обороны государства и военной службы»
- Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 11
- 1.2. Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету обж
- 1.3. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 1.4. Формы обучения и организации учебного процесса в школе. Урок безопасности жизнедеятельности
- 1.5. Методы обучения безопасности жизнедеятельности в школе
- 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
- 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
- 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
- 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
- Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
- 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
- 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
- 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
- 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
- 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
- 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
- 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
- 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
- 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
- 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
- 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
- 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
- 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
- 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
- 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
- 4.2. Информационная компетентность
- 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
- 4.4. Виды программных педагогических средств
- 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
- II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
- 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
- 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
- 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
- 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
- 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
- 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
- 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
- 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
- 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
- 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
- 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
- 2. Основы медицинских знаний
- 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
- 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
- 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
- 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
- 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
- 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
- 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
- 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
- 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
- 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
- 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
- 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
- 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
- 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
- III. Основы обороны государства
- 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
- 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
- Структура вооруженных сил Российской Федерации
- 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
- 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
- Основные воинские ритуалы
- 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
- 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
- 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
- Обязанности военнослужащих
- Права военнослужащих
- 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
- Формы и причины неуставных взаимоотношений
- Методика профилактики неуставных взаимоотношений
- Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
- Формы негативного воздействия:
- Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
- Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
- 2. Основы национальной безопасности
- 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
- 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
- 2.3. Законы о безопасности.
- 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
- 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
- 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
- 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
- 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
- 2.9. Закон времени
- 2.10. Теория насилия.
- 3. Обеспечение безопасности оу
- 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
- 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
- 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
- Социально-политические:
- Социально-криминальные:
- Техногенные и социально-техногенные:
- Природные и социально-природные:
- Угрозы экологического характера:
- Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
- 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
- 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
- 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
- 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
- Задачи учителя
- 3.8. Меры пожарной безопасности.
- Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
- Требования нормативных документов по пожарной безопасности
- Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
- Обязанности преподавателя при объявлении эвакуации
- 3.9. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся, персонала и обеспечения безопасности в учебных заведениях
- 3.10. Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники угрозы и методы террора
- Террористические угрозы