3.1. Подготовка к урокам и педагогическая рефлексия
Педагогическая рефлексия – это способность проанализировать пережитую ситуацию, рассмотреть свое решение этой проблемы как бы “извне”, сделать выводы и зафиксировать в сознании “успешную стратегию” своего поведения, а “неуспешную” отбросить.
Содержание профессиональной деятельности педагога предполагает разделение знаний, которыми он обладает, и умений, которыми он способен пользоваться и применять в различных профессиональных ситуациях.
Знания, в свою очередь, делятся на общие (мировоззрение, система знаний о мире) и специальные (знание учебного предмета, методические знания, знания психологии ребенка). В идеальном варианте опытный учитель использует общие и специальные знания как материал для конструирования урока, а именно:
проектируется план урока;
наполняется тематическим содержанием;
отмечаются точки рефлексии и контроля за выполнением задач урока;
могут быть написаны вопросы, на которые в ходе урока нужно (интересно) получить ответы;
определяются моменты импровизации;
продумывается конечный предметный результат со стороны учеников (ответы на вопросы, тест, диалог на заданную тему и т. д.);
оформляется визуальный ряд (если необходимо, это может быть электронная презентация, фрагмент фильма, комиксы);
определяется содержание резюме – окончания урока.
Вы можете использовать этот алгоритм в начале своей практической деятельности для того, чтобы чувствовать себя уверенно, чтобы избежать эмоционального выгорания, чтобы получать удовлетворение от своего профессионального поведения.
Рекомендуется также, при разработке задач урока прибегнуть к проектированию психологического контекста учебной деятельности. На уровне общих целей урока в этом случае можно определить:
Мотивационные задачи:
Что учащийся прочувствует?
Чем заинтересуется?
Чего захочет?
Что может показаться ему трудным?
Какое стремление может подключить?
Когнитивные задачи:
Что учащийся поймет?
О чем задумается?
Что осмыслит?
К какому выводу придет?
Поведенческие задачи:
Какие навыки учащийся закрепит?
Какие умения приобретет?
Какие способности и в чем усилит?
Управлять своими знаниями Вам помогут современные педагогические (в том числе и информационно-коммуникационные) технологии. Можно обладать большой эрудицией, создать свою базу информации и методических подсказок на все случаи жизни, но нужно помнить, что материал, который мы привносим в содержание урока, будет информативным, если будет обладать хотя бы одной из перечисленных характеристик:
увеличивает разнообразие представлений учащихся об обсуждаемом объекте;
снимает возникшую неопределённость в контексте заданий или отвечает на возникшие вопросы;
помогает в адаптации к жизни;
дает основания для выработки собственной стратегии в изучении предмета;
предлагает основания для самопознания и саморазвития.
Поскольку современные дети ориентируются на визуальное, экранное восприятие информации, следует больше внимания уделять психологическим характеристикам учебного материала, чтобы сделать урок эффективным. Например, при изучении темы “глаголы” можно показать ученикам эмоциональный фрагмент фильма, где нужно описывать глаголами поведение героев. В подростковом возрасте это сильнее действует на восприятие, понимание и запоминание, чем простое заучивание.
При подведении итогов урока, чтобы получить объективную картину “успешности–неуспешности” в обучении данного класса, очень полезно, при наличии времени, проводить рефлексию вместе с учениками или “психологические минутки”. На этот этап урока отводится не более 3–5 минут и, в зависимости от возраста и языкового уровня учеников, он проводится на родном или иностранном языке.
Примеры таких форм:
“Кто я? Кто мы? Что полезного случилось?”
Каждый учащийся в группе пишет в столбик 5 определений себя на прошедшем уроке, 5 определений всех других учащихся (как мы работали вместе), 5 определений того, что полезного случилось на уроке. Затем выборочно или все по очереди читают свои определения и составляют общий итоговый портрет урока.
“Лестница суждений”.
Все ученики в группе на листочке рисуют “лестницу” из 5 ступенек и располагают на ней свои впечатления о прошедшем уроке. На самом верху “самое важное и интересное”, далее – впечатления по убывающей. Затем все вместе обсуждают полученный результат.
“Брифинг”.
Выбирается “герой” урока из числа учеников и все остальные вместе с учителем задают ему короткие вопросы о том, что он сегодня узнал, почувствовал, в чем открыл себя, что принял, как возможность изучать самостоятельно и так далее.
“Незаконченные предложения”.
Хорошо известная методика, при помощи которой выявляется ценностно-мотивационный компонент урока. Учитель пишет на доске незаконченное предложение, чтобы подвести итог урока. Учащиеся все поочередно предлагают свой вариант окончания предложения. Например: “Сегодня мы научились работать с новой информацией для того, чтобы…”
К приведенным выше формам рефлексии можно добавить много интересного из доступных психологических и методических источников информации (см. список литературы). Необходимо отметить, что все эти примеры предполагают внесение специфики изучаемого предмета (т. е. иностранного языка).
Таким образом, чтобы процесс обучения имел конструктивный результат и высокий потенциал развития, необходимо помнить, что современное обучение ориентируется на гармоничное развитие психических процессов участников: внимание, память, мышление, воображение, чувства, воля, речь (внутренняя и внешняя). Успех урока во многом зависит от Вашей внутренней установки и внутренней психологической позиции.
- Введение
- Глава 1 психолого-педагогическая характеристика школьников
- 1.1. Школьное детство – начальная школа
- 1.2. Подростковый возраст – средняя школа
- 1.3. Ранняя юность – старшая школа
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 2 организация урока иностранного языка
- 2.1. Организация пространства
- 2.2. Организация времени
- 2.3. Организация взаимодействия
- 2.4. Понимание, мотивация, дисциплина
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 3 педагогическая рефлексия и анализ урока
- 3.1. Подготовка к урокам и педагогическая рефлексия
- 3.2. Анализ урока учителя/практиканта
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 4 обучение аспектам иностранного языка
- 4.1. Формирование фонетических навыков
- 4.2. Формирование лексических навыков
- 4.3. Формирование грамматических навыков
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 5 обучение видам речевой деятельности
- 5.1. Обучение аудированию
- Вопросы для закрепления материала
- 5.2. Обучение чтению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.3. Обучение говорению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.4. Обучение письму
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 6 исправление ошибок на уроке иностранного языка
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 7 роль родного языка на уроке иностранного
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 8 общие рекомендации начинающему педагогу
- Приложение 1 Дневник прохождения педагогической практики (Образец)1
- Приложение 2 Анализ урока
- 2.1. Схема анализа деятельности учителя/практиканта на уроке1
- 2.2 Анализ урока иностранного языка учителя/практиканта
- Приложение 3 План-сценарий внеклассного мероприятия
- Приложение 4 План-конспект урока с методическим обоснованием (Образец)
- 4.1. План-конспект урока на русском языке
- 4.2. План урока на английском языке
- 4.3. План урока на французском языке
- 4.4. План урокананемецкомязыке
- 4.5. План урока на испанском языке
- 4.6. План урока на итальянском языке
- 4.7. План урока на финском языке
- Приложение 5 Глоссарий наиболее употребительных фраз на уроке иностранного языка
- Приложение 6 Шкала уровней владения иностранным языком – Европейский языковой портфель1
- Приложение 7 Психолого-педагогическая характеристика учащегося
- I. Общие сведения об учащемся
- II. Положение ребенка в коллективе класса
- III. Проявление личностных качеств в поведении
- IV. Отношение к себе. Самооценка
- Литература
- Абрамова г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. Пособие для студ. Вузов. 2-е изд., стереотип. М.:, 1999.
- Содержание
- 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.
- 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.