logo search
Getmanova_A_D_-_Logika

§ 4. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения в средних и старших классах Развитие логического мышления учащихся на уроках литературы (из опыта о. Ю. Богдановой)

Разносторонние возможности для развития логического мыш­ления учащихся предоставляет преподавание литературы, разви­вающее специфические стороны мышления. Учащиеся начинают с понятий “художественный образ”, “литературный тип”, “литературная форма”, затем подходят к изучению более общих понятий - “принцип историзма”, “критический реализм”, “на­турализм”, “романтизм” и другие литературные направления, при этом понятия берутся в их системе, а не изолированно.

Психологическая наука пытается дать классификацию типов мышления. Какой же тип мышления формируется на уроках ли­тературы? Развиваются взаимосвязанные компоненты мышле­ния учащихся: конкретно-образные, обобщенно-образные, теоретические и действенные. При анализе произведения худо­жественной литературы необходимо использовать как научные (теоретические), так и образные обобщения, самостоятельно применять всю систему знаний и понятий.

Используются различные типы самостоятельных работ: по образцу, реконструктивные, вариативные самостоятельные ра­боты на применение понятий науки, творческие самостоятель­ные работы, постановка самими учащимися проблемы и нахож­дение путей ее решения.

Иногда вместо определения понятия применяется метод сравне­ния. Он используется для сопоставления литературных фактов и явлений, в частности сюжета повести с ее первоначальным пла­ном. Можно рассмотреть вопрос проблемного характера: “С какой

277

целью Пушкин изменил первоначальный план повести “Станци­онный смотритель”?” Используются и другие разнообразные вопросы проблемного характера, представляющие познаватель­ные поисковые задачи. По повести А. С. Пушкина “Пиковая дама” такими вопросами являются:

1. Какую моральную оценку дает Пушкин своему герою?

2. Чем мотивируется поведение Германна (в социальном и пси­хологическом плане)?

3. Как раскрыта в повести тема “личность и общество”? Что лежит в основе конфликта между героем и окружающими людьми?

4. С какой целью введены в повесть фантастические элементы?

5. Как относится Пушкин к наступлению буржуазного века?

6. Какова идея повести?

При изучении творчества М. Ю. Лермонтова представляют интерес вопросы проблемно-проверочного характера:

1. Что такое литературный тип? Показать на конкретном примере.

2. Что я узнал о русской действительности прошлого столетия из произведений Пушкина и Лермонтова?

3. Каковы основные особенности реализма Пушкина и Лер­монтова? В чем вы видите сходство и в чем различие? Показать на конкретном примере.

4. Каков нравственный идеал Лермонтова? Что в этом идеале мне близко и понятно, а что нет? Здесь обращают на себя вни­мание вопросы, основанные на сопоставительном анализе, на обобщениях.

В ходе последующей работы вопросы проблемного характера усложняются. При изучении романа Ф. М. Достоевского “Преступ­ление и наказание” учащиеся задумываются над следующими вопросами:

1. Какие события предшествуют преступлению и как они вли­яют на Раскольникова?

2. Сопоставьте Петербург Пушкина, Некрасова и Достоев­ского.

3. Сопоставьте ответы Чернышевского и Достоевского на во­прос: “Что делать?”

4. Как и в каких сценах осуждается теория Раскольникова?

278

5. В чем заключается новаторство реалистической манеры Достоевского?

6. В чем состоит противоречивость художественного мира Достоевского? и др.

Целенаправленная работа, идущая от формирования первона­чальных обобщений литературных фактов к концептуальному подходу в изучении литературы и использованию системы зна­ний по истории и теории литературы, - таков магистральный путь развития мышления.