logo search
Getmanova_A_D_-_Logika

§ 2. К. Д. Ушинский и в. А. Сухомлинский о формировании логического мышления в процессе обучения в начальной школе

Большое значение в процессе обучения придавал логике чеш­ский педагог Я. А. Коменский. Он предлагал знакомить уча­щихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять их яркими жизненными примерами, а затем совершенствовать логи­ческое мышление учащихся, анализируя дискуссионные проб­лемы физики, математики, этики. Большое внимание он уделял использованию анализа и синтеза, метода сравнения в работе исследователя и учителя.

Эти взгляды получили дальнейшее развитие в работах выда­ющегося русского педагога К. Д. Ушинского (1824-1870), авто­ра учебников и книг для детского чтения - “Детский мир” и “Родное слово”, создавшего большой труд “Человек как пред­мет воспитания”, по которому учились поколения русских педа­гогов. К. Д. Ушинский много внимания уделил анализу роли ло­гики в обучении. Он считал, что логика не что иное, как отраже­ние в нашем уме связи предметов и явлений природы. Логика,

265

по его убеждению, должна стоять в преддверии всех наук. Нау­чить ребенка логически мыслить - первая задача обучения в младших классах, а основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение, наблюдение за природой.

К. Д. Ушинский широко применял сравнение как прием разви­тия логического мышления младших школьников. Сравнение он считал главным логическим приемом, утверждая, что без срав­нения нет понимания, а без понимания нет суждения. Первые эле­ментарные сравнения школьников основаны на чувственном поз­нании, наглядном восприятии предметов. Так, К. Д. Ушинский показывает, что роза и гвоздика имеют много сходств: роза и гво­здика - растения, у обеих есть корень, листья, ствол, цветы... Но между ними имеется и много различий: цветы их имеют различ­ный запах; роза бывает одного цвета - розовая, белая и желтая, а гвоздика обычно пестра; у розы - широкие крупные листья, у гво­здики - узкие и длинные; на стебле розы есть шипы, у гвоздики нет'. При помощи сравнения учащиеся находят отличительные признаки предметов и формулируют суждения, так как судить, по Ушинскому, значит находить сходство и различие.

Ушинский писал о ступенях сравнивающей деятельности мыш­ления: “Первая ступень - предметы сравниваются сами непо­средственно; вторая - посредником сравнения двух предметов служит третий, более или менее знакомый предмет; третья сту­пень - несколько посредствующих предметов; но чаще я чувст­вую сходство, а потом уже подыскиваю посредников”2.

Особый раздел “Детского мира” составляют его знамени­тые “Первые уроки логики”, которые являются педагогическим выводом из стройной логической теории К. Д. Ушинского. Боль­шой интерес представляет приведенная там беседа - спор уча­щихся о понятии “птица”3.

Сущность суждения Ушинский понимал так; во всем, что мы говорим и о чем думаем, непременно есть суждение. Всякая мысль в нашей голове, всякая фраза, если только в ней есть какой-нибудь смысл, непременно заключает в себе суждение.

___________________________

' Ушинский К. Д. Первые уроки логики, // Собр. соч. М.-Л, 1948. Т. 4. С. 554.

2Там же. Т. 10. С. 88.

3Tам же.Т. 4. С. 565-568.

266

Большое внимание Ушинский уделял развитию родной речи учащихся, обучению их родному языку как средству четкого вы­ражения мыслей. В книге “Родное слово” он предлагал в качест­ве материала для чтения группы слов, имеющие различные и оди­наковые родовые признаки, что помогает учащимся усваивать различные отношения между понятиями. Используются неокон­ченные фразы, подобные следующей: “Февраль - зимний месяц, а июль..?”

На втором году обучения Ушинский рекомендует ставить во­просы так, чтобы ученики отвечали не взятыми из книги фраза­ми, а самостоятельно составленными. Он предлагает упражнения на отношения между понятиями противоположности или тожде­ства. Учащиеся отвечают на вопросы: “Валя послушна, а Таня?”, “Костя смел, а Петя?”. Дети заменяют в предложениях одни слова другими, выражающими тождественные понятия (хвост лошади или лошадиный хвост; медвежья лапа или..?). Ушинский считал, что в начальных классах определять следует лишь те понятия, содержание которых усвоено школьниками.

Развитие логического мышления, по мнению Ушинского, должно осуществляться и при изучении географии, истории, арифметики.

Другой наш выдающийся педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) также высказал много полезных советов по поводу разви­тия логического мышления школьников. Сухомлинский выделял три вида трудовой деятельности учащихся: 1) умственный труд, в основе которого в школе лежит учебный труд; 2) физический познавательный труд (опыты, уроки труда в мастерской и др.);

3) производительный труд, в результате которого создаются ма­териальные ценности.

Ярко, эмоционально он рассказывает о “Школе радости” - под­готовительных занятиях с 6-летними детьми. “Уже в дошкольном возрасте, - пишет Сухомлинский, - среди детей выделяются “тео­ретики” и “мечтатели”. Если “теоретики” углубляются в детали явлений, докапываются до сущности, у них заметное тяготение к рассуждениям, то “мечтатели”, “поэты” видят предмет или явле­ние в его общих очертаниях, на них производят большое впечатле­ние красота заката, грозовая туча, они восхищаются игрой красок,

267

в то время как “теоретики” спрашивают, отчего небо в одно время бывает лазурным, в другое - алым...”'

Для развития детей Сухомлинский сделал очень много, и са­мое интересное - это “уроки мышления” в лесу, на лугу, у реки, в поле. Это были именно уроки, а не простое наблюдение, и ясно было видно, как пробуждался детский разум. Чтобы ученик за­хотел учиться, он должен уметь учиться. Успех и интерес взаи­мосвязаны: интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. Как же научить ребенка труду мысли?

Сухомлинский так пишет о своих “уроках мышления”: “Я про­думал все, что должно стать источником мысли моих воспи­танников, определил, что день за днем в течение 4 лет будут наблюдать дети, какие явления окружающего мира станут источ­ником их мысли... Это - 300 наблюдений, 300 ярких картин, за­печатлевшихся в сознании ребят. Два раза в неделю мы шли на природу - учиться думать. Не просто наблюдать, а учиться думать. Это были, по существу, уроки мышления. Не увлека­тельные прогулки, а именно уроки. Но то, что и урок может быть очень увлекательным, очень интересным, - это обстоятельство еще больше обогащает духовный мир ребят”2.

Сухомлинский считает, что детская память потому остра и цеп­ка, что в нее вливается чистый ручеек ярких образов, картин, вос­приятии, представлений. “Детское мышление как раз и поражает нас тонкими, неожиданными “философскими” вопросами, потому что оно питается живительным источником этого ручейка... Я стре­мился к тому... чтобы законы мышления дети осознавали как стройное сооружение, архитектура которого подсказана еще более стройным сооружением - природой. Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать”3.

Сухомлинский пишет о том, каким трудным, утомительным, неинтересным делом для ребенка становятся в первые дни его школьной жизни чтение и письмо... и все оттого, что учение пре­вращается в чисто книжное дело, потому что на уроке ребенок

____________________

1Сухомлинский В. А. O воспитания. М., 1975. С. 89.

2Tам же. С. 97.

3Там же. С. 88.

268

напрягает усилия, чтобы различать буквы, но эти буквы прыга­ют у него перед глазами, сливаются в узор, в котором невозмо­жно разобраться. И он советует обучение грамоте тесно свя­зать с рисованием. Приведем полностью яркое, эмоциональное описание методики, применявшейся Сухомлинским при обуче­нии детей письму и чтению. “В “путешествия” к истокам слова мы шли с альбомами и карандашами. Вот одно из наших пер­вых “путешествий”. Я поставил целью показать детям красоту и тончайшие оттенки слова луг. Мы расположились под скло­нившейся над прудом вербой. Вдали зеленел освещенный солн­цем луг. Говорю детям: “Посмотрите, какая красота перед нами. Над травою летают бабочки, жужжат пчелы. Вдали - стадо коров, похожих на игрушки. Кажется, что луг - это светло-зеле­ная река, а деревья - темно-зеленые берега. Стадо купается в реке. Смотрите, сколько красивых цветов рассыпала ранняя осень. А прислушаемся к музыке луга: слышите тонкое жужжа­ние мушек, песню кузнечика?”

Я рисую луг в своем альбоме, рисую коров и гусей, рассыпав­шихся, как белые пушинки, и еле заметный дымок, и белое об­лачко над горизонтом. Дети очарованы красотой тихого утра и тоже рисуют. Я подписываю рисунок: “Луг”. Для большинства малышей буквы - это рисунки. И каждый рисунок что-то напо­минает. Что же? Стебелек травы. Перегнул стебелек - и получился рисунок “Л”. Сложил 2 стебелька - вот и новый рисунок -“У”. Дети подписывают рисунок словом луг. Потом мы читаем это слово. Чуткость к музыке природы помогает детям почув­ствовать звучание слова”'.

Шли дни и недели, и они совершали все новые и новые “путе­шествия” к истокам живого слова. Особенно интересным, отме­чает Сухомлинский, было знакомство со словами: село, бор, дуб, ива, лес, дым, лед, гора, колос, небо, сено, роща, липа, ясень, яблоня, облако, курган, желуди, листопад. Весной они посвя­щали “путешествия” словам: цветы, сирень, ландыш, акация, виноград, пруд, река, озеро, опушка, туман, дождь, гроза, заря, голуби, тополь, вишня. В альбом “Наше родное слово” каждый раз рисовал свою картину тот ребенок, у которого слово

________________________

'Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. С. 91.

269

пробуждало самые яркие представления, чувства, воспомина­ния. “Никто не оставался равнодушным к красоте родной речи; уже... месяцев через восемь после начала этой работы дети зна­ли все буквы, писали слова и читали”'.

В. А. Сухомлинский считал, что каждый учитель, преподаю­щий свой предмет, должен быть преподавателем словесности. Слово - вот первый шаг к мысли ученика. В результате колле­ктивной работы учителей в их школе за два года число неуспе­вающих по языку сократилось в два раза. Незадолго до смерти он писал: “Дайте мне на год детей-семилеток, равнодушных к слову, и они возвратятся к вам с огоньками мысли, глубоко лич­ными, неповторимыми...”

Сухомлинский предостерегает от попыток механического за­имствования его опыта: обучение чтению и письму по этому ме­тоду - творчество, и заимствовать новое можно только творчески.

В воспитании культуры мышления Сухомлинский большое ме­сто отводил шахматам. Уже в “Школе радости” шестилетние мальчики и девочки часто засиживались за шахматами; игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредо­точенность, развивала память. Выдающийся педагог пишет о том, что без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти: игра в шахматы долж­на войти в жизнь начальной школы как один из элементов умст­венной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где ин­теллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы.

В формировании абстрактного мышления В. А. Сухомлинский значительную роль отводил усвоению таких понятий, как причина и следствие, различие и сходство, возможность и невозмож­ность и др. “Ребенок мыслит образами, красками, звуками, - пи­сал он, - но это не означает, что он должен остановиться на кон­кретном мышлении. Образное мышление - необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Я стремился к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие,

_______________________

'Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. С. 92.

270

сходство, общность, совместимость, несовместимость, воз­можность, невозможность и др. Многолетний опыт убедил меня, что эти понятия играют большую роль в формировании абстрактного мышления. Овладеть этими понятиями невозмо­жно без исследования живых фактов и явлений, без осмыслива­ния того, что ребенок видит своими глазами, без постепенного перехода от конкретного предмета, факта, явления к абстракт­ному обобщению”'. Чем больше обобщений надо усвоить на уроке, чем напряженнее этот умственный труд, тем чаще уче­ник должен обращаться, по мнению Сухомлинского, к природе, к ярким образам и картинам окружающего мира, ибо умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание - не конечная цель, а лишь средство: яр­кий образ окружающего мира является для учителя источни­ком, в различных формах, красках, звуках которого кроются тысячи вопросов.