Логика в Древней Индии
История логики Индии связана с развитием индийской философии. Древнейший литературный памятник Индии - Веды (II-начало I тысячелетия до н.э.), а наиболее древняя ее часть - Ригведа. С целью разъяснения Вед появляются Упанишады, прозаические трактаты брахманов, в которых они развивают или комментируют многие философские мысли, содержащиеся в Ведах.
Индийский ученый Мадхава в своем сочинении “Обзор всех систем” (1350) насчитывает 16 школ древнеиндийской философии. На первом месте стоит материалистическая философская школа чарвака (основатели Брихаспати и его ученик Чарвака). К ней примыкала школа локаята. В основном материалистическими были рационалистические философские системы вайшешика (ее основатель получил прозвище Канада, что значит “пожиратель атомов”), ньяя (основатель школы ньяя - Гаутама) и джайнизм (основатель Вардхамана Махавира, получивший прозвище “Джина” - победитель). Материализм как философское направление исходит из того, что мир материален, существует объективно, что материя первична, существует вечно, а сознание, мышление - свойство материи.
Были в Древней Индии и идеалистические философские системы, утверждающие первичность духа, сознания, мышления. Наиболее крупные из них: йога, миманса, веданта, буддизм.
__________________
'См.: Маковельский А. О. История логики. М., 1967.
373
Среди ведущих философских систем следует назвать также санкхью - систему дуалистическую, исходящую из признания равноправными двух начал - духа и материи, идеального и материального.
Диспуты между представителями различных философских школ способствовали развитию теории познания и логики. Но логика самостоятельно трактуется лишь школой ньяя, хотя еще не систематически, а в формах кратких афоризмов (сутр). Лишь начиная с Дигнаги (VI в.) индийская логика приобретает стройную и систематическую форму.
Индийская логика развивалась на протяжении двух тысячелетий, и история ее развития на мировом уровне еще до конца не изучена. Хотя библиография по индийской философии и логике огромна, единства во взглядах на ход ее развития не достигнуто.
В индийской логике много внимания уделяется теории умозаключения, которое в ней отождествляется с доказательством. Существовавший первоначально взгляд, что силлогизм состоит из десяти суждений (членов), меняется. Развитие логики шло по пути сокращения членов силлогизма. Гаутама сократил их до пяти: 1) тезис, 2) основание, 3) пример, 4) применение и 5) вывод. Эта система силлогизма стала господствующей в индийской логике.
Особенностями индийской логики являются следующие:
1) оригинальное учение о пятичленном силлогизме, в котором важна мысль о неразрывной связи дедукции и индукции;
2) суждение не признается самостоятельным актом мысли, а рассматривается как член умозаключения;
3) восприятие не есть нечто непосредственно данное, а заключает в себе акт “суждения - умозаключения”. Иными словами, в основе наших восприятии лежит приобретенный нами опыт;
4) различение речи “в себе” (т. е. внутренней речи, являющейся формой процесса мышления, когда человек как бы ведет разговор с самим собой) и речи “для других” (т. е. внешней речи, когда происходит передача мыслей и общение людей в устной или письменной форме). Первая характеризуется более сокращенным способом мышления, чем вторая. Следует отметить, что европейская психология лишь в XX в. приступила к изучению этих видов речи и установлению различий между ними.
374
В сжатой форме системы индийской логики (“старая” ньяя, буддийская логика, “новая” нъяя) изложены в двухтомной “Индийской философии” С. Радхакришнана.
Одним из наиболее полных систематических изложений основ индийской логики навья-ньяя на Западе является работа видного американского индолога, профессора Гарвардского университета Д. Г. X. Инголлса1.
Навья-ньяя (“новый метод”, “новая логика”) - единственная завершенная система логики, возникшая вне пределов европейской культуры. Основоположником школы считается автор трактата “Таттва-чин-тамани” Гангша (ХII-ХIII вв.). В этой школе логика становится самостоятельной наукой, выступает методом и инструментом познания. Однако восходящая к древней традиции громоздкая система категорий, несоблюдение различия между абстрактным выводом и конкретным примером вывода говорят о том, что эта логика не лишена недостатков. Во многом их преодолевает поздняя, или радикальная, школа навья-ньяя, основанная Рагхунатхой.
Знакомя с главными понятиями, теорией и методами малоизвестной за пределами Индии логики навья-ньяя, с крупнейшими представителями этой школы за период с XII по XVII в., Инголлс опирается на достижения современной ему символической логики.
Со времени своего возникновения и до 20-х гг. XX в. логика преимущественно развивалась в направлении формализации и каталогизирования правильных способов рассуждений в пределах двух значений истинности. Суждения могли быть либо истинными, либо ложными. Такая логика именовалась классической, ибо восходила к древней традиции. Классическая логика -это первая ступень развития формальной логики.
С ходом истории логика поднимается на вторую, более высокую ступень развития. Сегодня она систематизирует формы мышления, применяя математические методы и специальный аппарат символов. Исследуя содержательное мышление с помощью исчислений, она идет по пути абстрагирования. Эта фор-
______________________
'Ingalls Daniel Henry H. Materials for the Study of Navya-Nyaya Logic. Cambridge (Mass.) - London, 1951. Русский перевод: ИнголлсД. Г. X. Введение в индийскую логику навья-ньяя. М., 1974.
375
мальная логика носит название символической или математической, но является классической в том смысле, что по-прежнему оперирует двумя значениями истинности. Вместе с тем в современной математической логике развиваются и неклассические логики, которые оперируют либо бесконечным множеством значений истинности, либо конструктивными (по сравнению с классической логикой) методами доказательства истинности суждений, либо модальными суждениями, либо исключают отрицания, имеющиеся в классической логике.
Д. Инголлс в своей книге отмечает, что формальная логика навья-ньяя отличалась высокой степенью абстракции. Ньяики ограничивались чисто лингвистическим анализом, всегда пытались вскрыть отношения между самими вещами. В некоторых отношениях, считает американский исследователь, навья-ньяя превосходит аристотелевскую логику. Ее создатели, например, имели понятие о конъюнкции, дизъюнкции и их отрицании, знали следствие о классах из законов де Моргана. В школе навья-ньяя кванторы, т. е. логические термины, выраженные словами “все”, “некоторые”, “любые” и т. п., почти никогда не использовались, так как они выражались с помощью абстракции свойств и путем комбинирования отрицаний. В навья-ньяя анализировались следующие проблемы: отношение “проникновения” (т. е. теория логического следования), проблема отрицательных высказываний, способы образования сложных терминов и др.
Навья-ньяя так и не пришла к использованию символов. Хотя, по мнению Д. Инголлса, незнание представителями этой школы символов вряд ли справедливо считать недостатком. Ведь никто, за исключением стоиков, не использовал в логике символов вплоть до XIX в. Вместо символов здесь была разработана сложная система клише, благодаря которой удавалось получить множество выражений. Д. Инголлс склонен видеть в логике рассматриваемой формальной логической системы зачатки ряда идей, получивших развитие в математической логике.
Древнеиндийская логика самобытна. Она возникла и развивалась независимо от древнегреческой. С греческой философией и логикой Индия познакомилась лишь в результате похода Александра Македонского (356-323 до н. э.).
376
- Введение
- Глава I предмет и значение логики
- § 1. Формы познания Формы чувственного познания
- Формы абстрактного мышления
- Растения делятся или на однолетние или на многолетние.
- Особенности абстрактного мышления
- § 2. Понятие логической формы и логического закона
- Понятие логической формы
- Логические законы
- Истинность мысли и формальная правильность рассуждений
- Все металлы - твердые тела.
- Все небесные тела – планеты
- Все тигры полосатые.
- 4. Все ушастые тюлени – ластоногие.
- Теоретическое и практическое значение логики
- § 3. Логика и язык
- Семантические категории
- Задачи к теме “Предмет и значение логики”
- Глава II понятие
- § 1. Понятие как форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий
- § 2. Отношения между понятиями
- Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)
- Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие
- § 3. Определение понятий
- Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении
- Неявные определения
- Определение через аксиомы
- Использование определений понятий в процессе обучения
- Приемы, сходные с определением понятий
- § 4. Деление понятий. Классификация
- Правила деления понятий
- Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление
- Классификация
- Использование естественных классификаций в школах и педагогических средних и высших учебных заведениях
- § 5. Ограничение и обобщение понятий
- II. Определить отношения между следующими понятиями:
- Глава III суждение
- § 1. Общая характеристика суждения
- Суждение и предложение
- § 2. Простое суждение
- Виды простых ассерторических суждений
- 1. Суждения свойства (атрибутивные).
- 2. Суждения с отношениями.
- Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству)
- Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству
- Распределенность терминов в категорических суждениях
- § 3. Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний
- Способы отрицания суждений
- Отрицание сложных суждении
- Исчисление высказываний
- § 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке
- §5.Отношения между суждениями по значениям истинности
- Противоположность (контрарность)
- § Б. Деление суждений по модальности
- Задачи к теме “Суждение”
- VII. Являются ли суждениями следующие предложения?
- Глава IV законы (принципы) правильного мышления
- § 1. Понятие логического закона
- § 2. Законы логики и их роль в познании Закон тождества
- Закон непротиворечия
- Закон исключенного третьего
- Специфика действия закона исключенного третьего при наличии “неопределенности” в познании
- Закон достаточного основания
- § 3. Использование формально-логических законов в процессе обучения
- Задачи к теме “Законы (принципы) правильного мышления”
- Глава V умозаключение
- § 1. Общее понятие об умозаключении
- Понятие логического следования
- § 2. Дедуктивные умозаключения
- Понятие правила вывода
- § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования
- S есть р
- § 4. Простой категорический силлогизм1
- Фигуры и модусы категорического силлогизма
- Особые правила фигур
- Модусы категорического силлогизма.
- Правила категорического силлогизма
- /. Правила терминов
- //. Правила посылок
- § 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)
- § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы: (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема)
- Все с суть d. Сорит (с общими посылками)
- Выводы, основанные на логических связях между суждениями (выводы логики высказываний)
- § 7. Условные умозаключения
- I. Утверждающий модус (modus ponens).
- II. Отрицающий модус (modus tollens).
- Первый вероятностный модус
- Структура его: Cхема:
- Второй вероятностный модус
- § 8. Разделительные умозаключения
- § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения
- Дилемма1
- Cхема Формула:
- Трилемма
- § 10. Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения
- 1. В умозаключении пропущено заключение
- 2. В умозаключении пропущена одна из посылок
- 1. Простая контрапозиция.
- 2. Сложная контрапозиция.
- § 11. Непрямые (косвенные) выводы
- 1. Рассуждение по правилу введения импликации
- 2. Правило сведения “к абсурду”
- 3. Правило непрямого вывода - рассуждение “от противного” (противоречащего)
- § 12. Индуктивные умозаключения и их виды Логическая природа индукции
- Математическая индукция
- Виды неполной индукции
- 2. Индукция через анализ и отбор фактов
- Понятие вероятности
- 3. Научная индукция
- § 13. Индуктивные методы установления причинных связей Понятие причины и следствия
- Методы установления причинной связи
- Метод сходства
- Если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. Метод остатков
- Если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления.
- § 14. Дедукция и индукция в учебном процессе
- Задачи к теме “Умозаключение”
- 3. Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
- Все летучие мыши - представители отряда рукокрылых.
- Глава VI логические основы теории аргументации
- § 1. Понятие доказательства
- Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация
- Виды аргументов
- § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства
- § 3. Понятие опровержения
- 1. Опровержение тезиса (прямое и косвенное)
- II. Критика аргументов
- III. Выявление несостоятельности демонстрации
- § 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях
- Правила по отношению к тезису
- Ошибки относительно доказываемого тезиса
- Правила по отношению к аргументам
- Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)
- Ошибки в форме доказательства
- 3. Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии);
- § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах
- Понятие о логических парадоксах
- Парадоксы теории множеств
- § 6. Искусство ведения дискуссии
- Задачи к теме
- 1Ушинский к. Д. Соб. Соч. М.-л., 1948. Т. 1. С. 397.
- 1Цит. По: Русская литература. Л., 1980. С. 55.
- 2Huкoлa Себастьен де Шамфор. Из максим и мыслей, афоризмов и анекдотов // Пер. С франц. Орел. 1991. С. 45,47-49.
- 3Смаллиан р. Как же называется эта книга? // Пер. С англ. М., 1981. С. 74,123.
- Глава VII аналогия и гипотеза. Их роль в учебном процессе
- § 1. Умозаключение по аналогии и его виды
- Строгая аналогия
- Нестрогая аналогия
- Ложная аналогия
- § 2. Гипотеза и ее виды
- Виды гипотез
- § 3. Построение гипотез
- Способы подтверждения гипотез бывают такие:
- Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе
- Глава VIII роль логики в процессе обучения
- § 1. Логическая структура вопроса
- Виды вопросов
- Предпосылки вопросов
- Правила постановки простых и сложных вопросов
- Логическая структура и виды ответов
- § 2. К. Д. Ушинский и в. А. Сухомлинский о формировании логического мышления в процессе обучения в начальной школе
- § 3. Развитие логического мышления младших школьников
- Обобщение:
- Ограничение:
- § 4. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения в средних и старших классах Развитие логического мышления учащихся на уроках литературы (из опыта о. Ю. Богдановой)
- Развитие логического мышления на уроках математики
- Глава IX методика преподавания логики в педагогических высших и средних учебных заведениях и школах
- § 1. Формирование логической культуры как условие гуманитаризации педагогического образования
- Формы активизации мыслительной деятельности , студентов в учебном процессе
- Семинары и самостоятельные работы студентов
- РРис.23
- Все лисицы - позвоночные.
- 2.Все птицы имеют оперение.
- Контрольные работы
- Вопросы экзаменационных билетов
- Кроссворд по теме “Понятие”
- Ответы на кроссворд
- Формы внеаудиторной работы со студентами
- § 2. Специфика методики преподавания логики в средних педагогических учебных заведениях: педучилищах, педколледжах, подклассах (из опыта работы)
- Кроссворд, составленный ученицей 11 класса Татьяной и.'
- Ответы на кроссворд
- По горизонтали:
- Ответы на кроссворд
- Тест айзенка (стр. 342-358)
- § 3. Методика повышения логической культуры учащихся начальной и средней школы (из опыта работы)
- II. Требования к оформлению работы
- 1. В письменном отчете о проведенной педпрактике по логике необходимо описать проведенные занятия с учащимися и сделать приложение по следующей схеме (см. Табл., с. 361).
- 1См.: Гетманова а.Д. Учебник по логике. Серия “Российский лицей”. М.,1994. С. 54-57.
- Задания по логике для студентов второго курса на период педагогической практики в 1987/88 учебном году
- Глава X этапы развития логики как науки
- § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассических логик
- Логика в Древней Индии
- Логика Древнего Китая
- Логика в Древней Греции
- Логика в средние века
- Логика эпохи Возрождения и Нового времени'
- Логика в России
- Математическая логика
- § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики
- § 3. Интуиционистская логика
- § 4. Конструктивные логики
- Конструктивные исчисления высказываний в. И. Гливенко и а. Н. Колмогорова
- Конструктивная логика а. А. Маркова
- § 5. Многозначные логики
- Трехзначная система Лукасевнча
- Отрицание Лукасевича
- Трехзначная система Гейтинга
- Импликация Гейтинга
- Две бесконечнозначные системы Гетмановой:
- § 6. Законы исключенного третьего и непротиворечия в неклассических логиках (многозначных, интуиционистской, конструктивных)
- § 7. Модальные логики
- § 8. Положительные логики
- § 9. Паранепротиворечивая логика
- Заключение
- 1. Предмет и значение логики.
- 2. Понятие.
- 3. Суждение.
- 4. Умозаключение.
- 5. Логические основы теории аргументации.
- Вопрос 260-265
- Еебулид 383
- ИвинА.А.97,43”
- ЛуллийР. 385 Львов м.Р. 273, 274, 275,293, 294, 299, 329 Льюис к. И. 434,435,436,437, 443,457
- Сократ 380,381
- Свинцов в. И. Логика. М., 1987.
- II. Популярная литература
- III. Литература по педагогическим приложениям логики