logo search

4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика (теория обучения). Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики. Одним из самых сложных вопросов этой педагогической науки является определение понятия процесса обучения, поскольку он включает большое количество связей и отношений, множество различных условий и факторов.

Так, по утверждению И. Ф. Харламова, под обучением понимается «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений». В то же время процесс обучения рассматривается как:

Процесс обучения, по определению В. К. Дьяченко, - это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика. В этом определении акцент переносится не на педагога и на обучающихся как субъектов деятельности, личностей, их взаимодействие, а на их целенаправленную, взаимосвязанную, последовательно развивающуюся деятельность. Обучение в данном определении выступает как деятельность, а процесс обучения - как смена состояний системы деятельности, создаваемой самими людьми.

Н. В. Борцовская и А. А. Реан рассматривают обучение как способ организации образовательного процесса.

В основе любого вида или типа обучения заложена система - преподавание и учение.

Преподавание - это деятельность педагога, охватывающая:

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого обучающегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Действенность учения предполагает также взаимодействие педагога с обучающимися и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Второй составляющей процесса обучения является учение - деятельность обучаемого, предполагающая:

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии обучающегося.

Исходя из содержания преподавания и учения можно выделить следующие компоненты учебной деятельности:

При таком подходе процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность обучающего (преподавателя), который оказывает влияние на психику обучающихся различными средствами педагогического воздействия. Обучающиеся активно реагируют на его воздействия, овладевая определенными знаниями, навыками и умениями. При этом обе стороны процесса неразрывно связаны и активны.

Преподаватель, излагая в систематизированном виде учебный материал и показывая наиболее целесообразные приемы практической работы, психологически готовит обучаемых к восприятию изучаемого материала, развивает у них познавательный и профессиональный интерес к предмету; совершенствует способности и умение самостоятельно приобретать знания, овладевать профессиональным мастерством; анализирует работу обучающихся и контролирует усвоение знаний, навыков и умений. При решении этого комплекса взаимосвязанных задач преподаватель выступает прежде всего как организатор учебной деятельности. В то же время он выполняет и функцию воспитателя.

О том, как рационально распределить обязанности между преподавателем и обучающимися, очень мудро и поучительно говорил А. Дистервег: «...Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить».

Стержень обучения - познавательная деятельность обучающихся; отражение в их сознании изучаемого материала, творческое использование в практической деятельности соответствующих знаний.

На основании изложенного можно сделать вывод, что сущность процесса обучения состоит в том, что это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения обучаемых знаниями, навыками, умениями и другими качествами, необходимыми для успешного выполнения ими служебных задач, совершаемый педагогом при сознательном и активном участии обучающихся.

Конечно, в этом определении заложен смысл формирующего обучения, но его следует понимать не как процесс «передачи» готовых знаний от педагога к обучающемуся, а как широкое взаимодействие между ними, предусматривающее развитие личности обучаемого посредством усвоения научных знаний и способов деятельности.

Обучение в образовательном учреждении по своей сущности является социально-педагогическим процессом, обусловленным потребностями нашего государства и общества в хорошо подготовленных специалистах. Уяснение сущности процесса обучения невозможно без комплексного рассмотрения структуры образовательного процесса, детального изучения каждого компонента и их взаимосвязей.