logo search

3.2.1. Методологические принципы (подходы)

Системно-прогностический и социально-экологический подходы к образованию. При этом образование рассматривается как целостная система, являющаяся динамической частью общества, отражающая происходящие в нем перемены, но достаточно автономная, имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и закономерностями.

Методологической основой социально-экологического подхода к образованию выступает гуманистическая философия, которая позволяет любому человеку выработать с помощью образования механизмы самореализации, саморазвития, самосовершенствования, адаптации, самозащиты, конкурентоспособности и выживаемости в сложных условиях современного мира.

Гуманистическая направленность образования помогает человеку стать субъектом культуры, восстановить свое душевное равновесие, смысл жизни, общественную нравственность и гражданский мир. Такой подход требует коренного пересмотра взглядов на сущность и содержание образования.

Личностно-деятельностный подход к образованию. Этот подход предполагает равноправные, партнерские отношения участников образовательного процесса. Преподаватель и обучающийся (студент, слушатель) выступают как субъекты деятельности в едином целостном учебно-воспитательном процессе. Важным условием при этом выступают гуманистические установки педагога по отношению к обучающимся, в том числе доверительное, диалогическое общение со студентами и слушателями, уважительное отношение к их жизненному и профессиональному опыту, накопленному иногда в течение нескольких десятков лет, их мировоззренческим установкам. А значит, совместное продвижение к новому знанию и уровню профессиональной компетентности.

Гуманизация образования помогает создавать в образовательных учреждениях благоприятный эмоционально-мотивационный фон и нравственный климат, что в свою очередь способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности.

Главное стратегическое направление развития системы образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога. Образования, в котором развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Именно такая система образования отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

Гуманистическая психология и соответственно педагогика связывают свои исследования, разработки, рекомендации с личностью обучаемого, его индивидуальностью. Педагог должен осознать, что в педагогическом процессе центральной фигурой является не он, а обучающийся; главной является деятельность познания, а не преподавание; приоритетным становится самостоятельное приобретение и особенно применение полученных знаний, а неусвоение и воспроизведение готовых знаний; для развития личности имеют значение совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний; уважение к личности должно проявляться в процессе общения с обучающимся в любых ситуациях, а не назидание; учет особенностей физического, духовного, нравственного развития целостной личности человека, а не отдельных его качеств.

В этой связи уместно говорить о полном развитии личности (термин был предложен академиком Л. Н. Боголюбовым). В условиях проблемного личностно-ориентированного обучения педагог организует и обеспечивает совместную с обучаемым познавательную деятельность. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от педагога более высокой степени мастерства.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются: обучение в сотрудничестве; метод проектов; «Портфель обучающегося».

Это наиболее популярные в настоящее время во всех развитых странах мира дидактические системы, которые в предисловии к книге Ф. С. Шлехти «Школа в XXI веке» названы технологиями XXI века.

Данные методические системы хорошо сочетаются с традиционными методами обучения, дополняют их. Конечно, это не единственный и не окончательный список методических систем, направленных на формирование самостоятельного мышления, но данные методы максимально направлены на это. Анализ названных методических систем показывает, что основополагающими принципами, объединяющими их, являются принципы проблематизации и рефлексии.

В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате осознается необходимость рефлексии, осмысления неудач. Рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений. При этом человек сознает, что используемые средства не соответствуют задаче. У него формируется критическое отношение к собственным средствам, затем к условиям задачи применяется более широкий круг средств, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение (на неосознаваемом уровне) данной проблемы (то есть находится решение в принципе), а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решения. Процессы осознания присутствуют в условиях каждой проблемной ситуации, а сознательное постижение проблемы только открывает ее для последующего мышления.

В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если «осознание есть постижение целостности ситуации, то рефлексия, напротив, членит это целое (например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности)»5.

Таким образом, проблематизация является условием рефлексии и мышления, поскольку дает понимание ситуации в целом. Приемы проблематизации сегодня являются необходимым элементом лекции и семинара, и большинство преподавателей их используют.

Регионализация образования. Регионализация предполагает учет специфики региона, где проходит обучение и для которого осуществляется подготовка специалистов. Региональная составляющая включена в новые государственные образовательные стандарты, под нее выделяется существенная доля времени в учебных планах и программах. Это позволяет учитывать социально-экономические, демографические, культурные особенности конкретного региона, находить оптимальное сочетание между базовым, региональным и вузовским компонентами образования.

.3.аревская Е. В. иультурныйно-юя

ы) к образованию00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000Саморазвитие системы образования. Этот подход предусматривает способность образовательной системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательного процесса, способность к самоуправлению и непрерывному самообновлению. При этом саморазвитие образовательной системы невозможно за счет усовершенствования отдельных сторон учебно-воспитательного процесса, открытия новых образовательных учреждений, смены их названий и т. п. Самообновлению системы будет способствовать создание творческой атмосферы в педагогических коллективах, заинтересованное участие профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательской деятельности, инновационных процессах, педагогическое сотрудничество и сотворчество с обучающимися, создание свободных образовательных зон, возрождение и обновление воспитательной работы в вузах.

Вступление России в мировое культурное и образовательное пространство потребовало преобразования существующей образовательной системы в гуманистическую посредством признания подходов, существующих в мировой педагогической практике, а также выработки собственных методологических принципов и подходов самореализации педагогической деятельности. Среди новых методологических подходов и ориентиров в образовании можно выделить:

В процессе реальной самоорганизации педагогической деятельности находят все большее подтверждение принципы очеловечивания ценностей, самоформирования проблемного мышления, феноменологической редукции, этнокультуросообразности, личностного функционирования, учета социально-профессионального опыта, самоидентификации, открытости учебной информации, востребованности духовно-нравственной и педагогической культуры и др.

Эти принципы становятся программой действий профессорско-преподавательского состава в процессе образования.

Парадигмальный подход к образованию. В исследованиях М. В. Богуславского, Г. Б. Корнетова, В. Я. Пилиповского и др. Парадигмальный подход рассматривается как анализ педагогического процесса сквозь призму бинарных оппозиций (двоичных противопоставлений).

Образовательная парадигма как совокупность теоретических и методологических предпосылок для решения научно-педагогических проблем базируется на определенных ценностях. В соответствии с этими ценностями педагогический процесс может быть направлен на интересы государства, общества или личности (личностно-ориентированное обучение); взаимоотношения между субъектами обучения могут быть авторитарными или демократичными, гуманистическими; содержание образовательного процесса может быть знаниевым или развивающим, формирующим творческую личность и т. д.

По утверждению В. Я. Пилиповского, в качестве бинарных оппозиций выступает культуросберегающая и практическая функции образования. Он классифицирует парадигмальные модели образования по их способности обеспечить качество и отобрать оптимальное содержание, отвечающее научной (классической) или практической направленности образования.

а) Традиционная парадигма, которая строится на идее «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли школы, образовательного учреждения, призванных сохранять и передавать молодому поколению наиболее существенные составляющие культурного наследия человеческой цивилизации - знания, умения, навыки, идеалы и ценности, способствующие творческому личностному развитию, а также сохранению социальной стабильности общества. Содержание образования при этом строится на базовых, проверенных временем знаниях, умениях, навыках, позволяющих обеспечить функциональную грамотность и социализацию обучающихся.

б) Рационалистическая парадигма базируется не на содержании образования, а на эффективных способах усвоения обучающимися различных видов знаний. В основу парадигмы положена концепция социальной инженерии Б. Скиннера, согласно которой цель школы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры.

Согласно такому подходу, цели обучения, образовательные программы полностью переводятся на язык прагматических поведенческих терминов, язык «измеряемых единиц поведения» (по Р. Мейджеру). А значит, основными методами такого назидательного обучения являются научение, тренинг, тестовый контроль, корректировка, упражнение.

Недостатком как традиционной, так и рационалистической модели обучения является слабая гуманистическая направленность. Обучающийся здесь рассматривается как объект воздействия, а не субъект жизни, свободная самодостаточная личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию.

в) Гуманистическая (феноменологическая) парадигма рассматривает педагога и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. Она ориентирована на творческое, духовное развитие личности, на межличностное общение, диалог, помощь и поддержку в самообразовании и самосовершенствовании. Гуманистическая парадигма предполагает свободу и творческий поиск как обучающихся, так педагогов. В ее рамках действуют разнообразные модели и системы образования, но всех их объединяет гуманизм в определении ценностей, целей, содержания, технологии, результатов образовательного процесса.

г) Гуманитарная образовательная парадигма (по И. А. Колесниковой), центром которой становится не обучающийся, усваивающий готовое знание, а человек, познающий истины.

Но поскольку однозначной истины не существует, то важна не сама истина, а отношение к ней. При этом субъект-субъектные взаимодействия и отношения участников педагогического процесса строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога, обмена мнениями и взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции, познание мира путем обмена духовными ценностями.

д) Обучение «через совершение открытий». Данная парадигма разработана известным американским психологом и педагогом Джеромом Бруннером. В соответствии с этой парадигмой обучающиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и одновременно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления. Творческое обучение по Бруннеру отличается как от усвоения «готовых знаний», так и от обучения путем преодоления трудностей тем, что обучающиеся на основе накопления и оценки данных по определенной проблеме формируют соответствующие обобщения и даже выявляют закономерности, выходящие за рамки изучаемого материала.

На переломе эпох, в периоды революционных преобразований многие практики и ученые обращаются к божественному провидению, мировому разуму, космосу, прозрению и озарению. Поэтому мы не можем не упомянуть об одной из таких парадигм.

е) Эзотерическая парадигма отражает, по мнению И. А. Колесниковой, самый высокий уровень взаимодействия человека с миром. Сущность этой парадигмы состоит в отношении к истине как вечной и неизменной, ее нельзя понять, но к ней можно приобщиться в состоянии озарения.

Высший смысл педагогической деятельности, по утверждению сторонников этой парадигмы, заключается в освобождении природных, сущностных сил человека для общения с космосом, развития познавательных способностей, смыслотворчества, духовности и нравственного самосовершенствования.

Однако эта парадигма основывается только на одной сфере взаимодействия людей -ноосфере. На наш взгляд, для того чтобы гармонизировать отношения человека с миром планеты Земля и космосом, с обществом и самим собой, необходимо учитывать взаимодействия с социосферой и психосферой.

Кроме парадигм, охватывающих достаточно общие понятия, в педагогике рассматриваются парадигмы, характеризующие более частные проблемы. Так, И. Б. Котова и Е. Н. Шиянов в качестве парадигм традиционной педагогики рассматривают следующие:

По утверждению Б. Т. Лихачева, в сфере образования на протяжении веков все более обосабливались друг от друга такие парадигмы или направления, как практико-прагматическое, меркантильное, духовно-религиозное, философское. В соответствии с ними строились и системы образования.

В современном образовании в целом сложились две основные парадигмы: формирующая (традиционная) и личностно-ориентированная (гуманистическая).

Рассмотрение современных подходов и парадигм образования позволяет сделать вывод о том, что для человека образование - это не просто сумма знаний, умений, навыков, но и психологическая готовность к непрерывному их накоплению, переработке, совершенствованию и саморазвитию личности.