logo search
Getmanova_A_D_-_Logika

§ 1. Логическая структура вопроса

Вопрос в познании играет особенно большую роль, так как все познание мира начинается с вопроса, с постановки пробле­мы Проблемы перед познанием, в том числе перед различны­ми науками, ставит сама жизнь. В настоящее время жизнь по­ставила перед людьми такие важнейшие проблемы, как борьба за мир и предотвращение термоядерной катастрофы, получение замедленной термоядерной реакции, разработка методов лече­ния онкологических заболеваний, обеспечение растущего насе­ления продовольствием и многие другие.

Вопросы задаются и с целью получения некоторой информа­ции, уже имеющейся у других людей, с целью выявления чьего-то личного мнения или с целью обучения. Велика роль вопросов в процессе социологических исследований, проводимых в фор­ме интервью, анкетирования, при массовом или выборочном опросе. В процессе передачи все большего числа интеллекту­альных функций ЭВМ умение правильно поставить вопрос для введения его в ЭВМ, способность четко, корректно его (запрос) сформулировать содействует быстрейшему информационному поиску нужных сведений, цифрового материала и др. Велика роль правильной, однозначной постановки вопросов в судебно-следственной практике.

Вопросы формулируются вопросительными предложениями, которые не выражают суждений и, следовательно, не являются

260

истинными или ложными. Например: “Когда родился компози­тор П. И. Чайковский?”; “Запущен ли искусственный спутник Марса?”; “Все ли вулканы - горы?” и др.

Всякий вопрос включает в себя, во-первых, исходную инфор­мацию о мире (например, о композиторе П. И. Чайковском, об искусственных спутниках), которая называется базисом, или пред­посылкой вопроса, и, во-вторых, указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и углубления знаний. В вопросе “Где проходили XXI Олимпийские игры?” базисом слу­жит неявно содержащееся в нем утверждение “Существует х, являющийся местом проведения XXI Олимпийских игр”.

Вопрос - это логическая форма, включающая исходную, или базисную, информацию с одновременным указанием на ее недо­статочность с целью получения новой информации в виде ответа.