Формы внеаудиторной работы со студентами
К формам внеаудиторной работы со студентами, в которой участвуют не все, но большинство студентов, изучающих логику на педфаке МПГУ им. В. И. Ленина по 90-часовой программе, относятся следующие: участие студентов в конкурсах студенческих научных работ, кружок по логике, переводы книг а статей по логике с иностранных языков, изготовление студент. ми наглядных пособий по курсу логики, читательские конференции, курсовые и дипломные работы по логике, экспериментальная работа с учащимися в начальной и средней школе, выступление студентов в школе с лекциями по логической тематике другие виды работы. Кратко расскажем о некоторых из них.
Участие студентов в конкурсах студенческих научных работ осуществляется ежегодно в течение последних 15 лет. Особенности проведения этой работы: во-первых, ее массовость т. е. охват значительной части студентов, слушающих курс лекций на педагогическом или дошкольном факультетах; во-вторых, представление коллективных работ по одной теме; в-третьих, выделение среди них работ, посвященных развитию логического то мышления школьников, обобщающих эксперименты студентов; в-четвертых, широкое использование в работах аппарата символической логики (как двузначной классической, так и многозначных логик); в-пятых, предварительное знакомство с результатами студенческих работ, представляемых на конкурс, на заседании логического кружка; в-шестых, участие в научных работах иностранных студентов, обучающихся на этих факультетах в МПГУ им. В. И. Ленина.
Приведем направления и темы некоторых студенческих работ, представленных на конкурсы.
1. Работы, посвященные развитию логического мышления школьников, написаны на такие темы: “К. Д. Ушинский о логике и развитии логического мышления у младших школьников”;
“Использование определений, делений, обобщений и ограничений понятий в школьных учебниках”; “Развитие логического мышления детей младшего и среднего школьного возраста”; “Развитие логического мышления школьников в процессе оперирования понятиями”; “Логические ошибки, возникающие
326
при употреблении понятий и в операциях с ними (на материале учебной литературы)”.
2. Работы, отражающие процесс использования курса логики при изучении педагогики и психологии. Темы этих работ: “Педагогика и логика” и “Логические основы преподавания психологии”.
3. Коллективные или индивидуальные работы, написанные с использованием аппарата символической логики: “Формализация трилеммы”, “Роль условно-категорических умозаключений в познании”, “Формализация эпихейремы”, “Формализация разделительных умозаключений”, “Полисиллогизмы и сориты в классической и многозначных логиках”, “Правила приведения к абсурду в двузначной и многозначных логиках”, “Формализация полисиллогизмов и соритов с общими посылками”, “Закон исключенного третьего”, “Дилемма в классической и многозначных логиках”. Доказательство формул в двузначной логике производилось тремя способами: приведением формулы к конъюнктивной нормальной форме, методом построения таблиц (матриц), с использованием правил натурального вывода.
4. Работы иностранных студентов на темы: “Логические связки и их применение в немецком языке” (студентки из Германии), “Выражение логических терминов в чешском языке” (студентки из Чехии), “Выражение логических связок в болгарском языке” (студентки из Болгарии).
Так, студентка из Венгрии первой перевела на русский язык отдельные части книги венгерского логика Каталины Хаваш “Так логично!”. (Позднее эта книга была издана на русском языке издательством “Прогресс” в профессиональном переводе). К переводу студентка приложила очень интересную логическую игру, ходы в которой осуществляются с помощью фишек различных цветов. “Так логично!” адресована старшеклассникам и поэтому написана в популярной, занимательной форме, в ней много логических игр, логических задач и другого наглядного материала. Автор Каталина Хаваш, ознакомившись с переводом студентки, отметила его достаточно высокий уровень.
А студентка из Болгарии со своей сокурсницей из России сделала совместный перевод с болгарского на русский язык учебника по логике для учащихся средней школы, изданного в Софии в 1980г.
327
Следует отметить, что иностранные студенты добросовестно занимаются изучением логики, с большим интересом, часто по своей инициативе выполняют дополнительные работы, связанные с углубленным изучением курса логики.
5. Работы студентов написаны на различные темы, способствующие углубленному изучению отдельных разделов курса логик “Доказательства и ошибки в полемике”, “Математические софизмы”, “Выражение логических связок в произведениях А. Н. Островского и М. Шолохова (сопоставительный анализ)”, “Среде выражения отрицания (по произведениям А. И. Герцена)”, “Дилеммы и трилеммы в художественной литературе и искусстве”, “Сориты Кэрролла” и многие другие темы.
Важной формой внеаудиторной работы является участие студентов в работе кружка по логике. Кружок по логике в течение 18 лет ежемесячно проводит свои заседания в студенческом общежитии педагогического факультета МПГУ. Работа кружка прежде всего направлена на углубление и расширение знаний студентов, ориентирование на их творческое отношение к курсу философских наук. На заседаниях кружка изучались такие темы: “Роль логики в познании”, “Развитие логического мышления, процессе обучения в школе - на уроках истории и математики” “Проблемное обучение”, “Роль логики в работе следователя”, “О чувстве юмора и остроумии”, “Как познают мир слепоглухонемые”, “О приметах верных и суеверных”, “О культуре поведения” и др.
В работе кружка и по внеклассной работе со студентами можно использовать такие формы, как читательские конференции.
К внеаудиторной работе по логике относится написание курсовых и дипломных работ по логике. Дипломные работы написаны по таким темам: “Проблемы отрицания в психологии и логике”, “Развитие логического мышления школьников младшего возраста в процессе оперирования понятиями” и др. Темы курсовых работ по логике значительно многообразнее. Два студента исторического факультета под руководством доктора философских наук Г. В. Сориной в течение года подготовили курсовые работы по логике на тему: “Логический анализ диалогов Платона” и выступили с сообщением на Международной научно-теоретической конференции “Познание и его возможности” (Москва, 1994).
328
Студенты педагогического факультета и факультетов начальных классов и дошкольного воспитания сами или с привлечением художников изготовили более 30 наглядных пособий по логике, что облегчает проведение лекций, семинаров, зачетов и экзаменов.
Все шире проводится экспериментальная работа по логике с учащимися начальных, средних и старших классов, которую студенты осуществляют либо в период непрерывной педпрактики на IV курсе, либо в ходе педпрактики на II курсе педфака. Эта работа проводится по материалам тем “Понятие”, “Суждение” и “Умозаключение”. (Разработки приведены в конце данной методической главы).
Указанные многообразные формы внеаудиторной работы со студентами были использованы в течение моего многолетнего преподавания логики студентам перечисленных факультетов МПГУ им. В. И. Ленина и доказали свою полезность и эффективность.
Преподавание логики ведется в тесной взаимосвязи с педагогикой и психологией. Как уже упоминалось, на педфаке проведены две теоретические конференции на темы: “Логика и педагогика” и “Психология и логика”, на которых ряд студентов выступили с обстоятельными докладами и представили студенческие научные работы по этим темам. Взаимосвязь логики с методиками преподавания отдельных предметов осуществляется в процессе преподавания курса логики на факультетах, а также показана в моем учебнике для педвузов (1986 г.). Широко используются высказывания К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко (употреблявшего понятие “педагогическая логика”) и других видных педагогов и ученых (О. Ю. Богдановой, М. Р. Львова, В. А. Крутецкого, И. Я. Лернера, А. Я. Хинчина).
В связи с тем, что в России логика в последние 2-3 года стала преподаваться в отдельных школах с дифференцированным обучением, в гимназиях и лицеях, а преподаватели логики почти не готовятся ни в университетах (в том числе - в педагогических университетах), ни в педвузах, встает актуальная проблема организации подготовки преподавателей логики для средних учебных заведений, т. е. подготовки студентов по специальности “Логика”. Отметим, что пока такой специализации в педвузе нет, но
329
надеемся, что она в ближайшее время будет введена, по ней мере, в МПГУ и Российском педагогическом университете (бывшем Ленинградском пединституте).
Итак, связь теории с практикой, соединение логических знаний, полученных студентами в педвузе, и практическое преподавание отдельных разделов курса логики (понятий, суждений и умозаключений) школьникам и учащимся педучилищ поможет активному творческому овладению вузовским курсом логики”
Ориентиры теста, позволяющего судить об уровне усвоения студентами основных логических понятий1
1. В школьных учебниках по избранной студентами специальности найти различные виды определения понятий (номинальные, реальные, генетические и др.) и ответить на вопрос: “Правильно ли дано определение понятия?” К сожалению, в школьных учебниках в определении понятий иногда встречаются логические ошибки. Будущий учитель должен уметь исправлять неправильные определения.
2. С помощью кругов Эйлера установить отношения между 4-5 понятиями.
3. В школьных учебниках по специальности найти различные виды деления понятий или их классификацию. Уметь отличить правильно выполненное деление (или классификацию) от неправильно выполненного, найти логическую ошибку (ошибки) и уметь их исправить.
4. Студенты, прослушавшие курс логики, должны уметь работать с умозаключениями: отличить правильно построенное умозаключение от неправильно построенного; иллюстрировать различные виды умозаключений своими примерами или самостоятельно подобранными примерами из художественной литературы. .
5. Студенты должны овладеть приемами обнаружения разнообразных логических ошибок, встречающихся в мышлении, уметь исправить эти ошибки.
_____________________
'Программа, ключевые понятия и имена, тесты по курсу логики также даны в книге “Философские дисциплины: программы, требования, методические рекомендации”. М., 1993. С. 25-36. (Авторы А. Д. Гетманова и И. Н. Грифцова).
330
6. Студенты должны научиться корректно, логически грамотно вести диспуты, полемику, дискуссии, быть готовыми обучить этому своих питомцев.
Как оптимально соединить преподавание философской логики с элементами символической логики? Это не простой вопрос.
Некоторые преподаватели логики вместо общей философской логики излагают только математическую (символическую) логику примерно в таком виде, каком она читается на математическом факультете как математическая дисциплина. Они пренебрегают примерами из конкретных наук и философии, дают чисто символическое изложение. В пединститутах такое изложение принципиально неприемлемо в курсе философской логики, целью которой является развитие содержательного логического мышления студентов, а через них учащихся школы. Философия и логика являются мировоззренческими, социально-гуманитарными науками, они должны быть тесно взаимосвязаны с жизнью, наполнены конкретным содержанием (примерами) из разных наук (общественных, естественных, технических), практики (для пединститутов - педагогической), выполнять воспитательную функцию.
Программа по логике (1996 г.) построена на изложении материала традиционной логики с элементами символической логики, предусматривает содержательное изложение логического материала, а не изложение только математической логики. Некоторые логики, к сожалению, поступают иначе, подменяя философию математикой, что недопустимо. К тому же они хотели бы, чтобы преподающие логику в пединститутах делали то же самое. Но это в принципе невозможно, не нужно для студентов-педагогов, тем более что курс логики всего 40-часовой или 54-часовой.
В пединститутах используются многообразные формы работы (о чем было сказано выше). Для тех же, кто преподает символическую логику, основное в работе - доска, исписанная символами. И тогда легко обойти связь с жизнью, с современностью, с профилем вуза, с будущей специальностью. Легко уйти из жизни в символику. Но студентам не импонирует такое преподавание логики.
Преподавание содержательной, философской логики в педвузе должно быть взаимосвязано с преподаванием философии,
331
этики, эстетики, педагогики, психологии, информатики и других конкретных наук (истории, астрономии, физики, химии, математики), а также с методиками школьного обучения, чтобы дать логические основы для преподавания этих дисциплин в педагогических университетах и педвузах и осуществления педагогической практики. Так, на социологическом факультете доктором философских наук Г. В. Сориной и кандидатом философских наук, доцентом И. Н. Грифцовой, читался авторский курс логики, учитывающий особенности работы социологов.
Итак, существуют два различных подхода к логике и ее преподаванию. Поэтому хотелось бы предостеречь преподавателей логики педвузов от одностороннего увлечения преподаванием символической логики, особенно в современный период, когда результаты диалога во многом зависят от “логической школы” всех заинтересованных сторон, от уровня культуры мышления каждого человека.
- Введение
- Глава I предмет и значение логики
- § 1. Формы познания Формы чувственного познания
- Формы абстрактного мышления
- Растения делятся или на однолетние или на многолетние.
- Особенности абстрактного мышления
- § 2. Понятие логической формы и логического закона
- Понятие логической формы
- Логические законы
- Истинность мысли и формальная правильность рассуждений
- Все металлы - твердые тела.
- Все небесные тела – планеты
- Все тигры полосатые.
- 4. Все ушастые тюлени – ластоногие.
- Теоретическое и практическое значение логики
- § 3. Логика и язык
- Семантические категории
- Задачи к теме “Предмет и значение логики”
- Глава II понятие
- § 1. Понятие как форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий
- § 2. Отношения между понятиями
- Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида)
- Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие
- § 3. Определение понятий
- Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении
- Неявные определения
- Определение через аксиомы
- Использование определений понятий в процессе обучения
- Приемы, сходные с определением понятий
- § 4. Деление понятий. Классификация
- Правила деления понятий
- Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление
- Классификация
- Использование естественных классификаций в школах и педагогических средних и высших учебных заведениях
- § 5. Ограничение и обобщение понятий
- II. Определить отношения между следующими понятиями:
- Глава III суждение
- § 1. Общая характеристика суждения
- Суждение и предложение
- § 2. Простое суждение
- Виды простых ассерторических суждений
- 1. Суждения свойства (атрибутивные).
- 2. Суждения с отношениями.
- Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству)
- Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству
- Распределенность терминов в категорических суждениях
- § 3. Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний
- Способы отрицания суждений
- Отрицание сложных суждении
- Исчисление высказываний
- § 4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке
- §5.Отношения между суждениями по значениям истинности
- Противоположность (контрарность)
- § Б. Деление суждений по модальности
- Задачи к теме “Суждение”
- VII. Являются ли суждениями следующие предложения?
- Глава IV законы (принципы) правильного мышления
- § 1. Понятие логического закона
- § 2. Законы логики и их роль в познании Закон тождества
- Закон непротиворечия
- Закон исключенного третьего
- Специфика действия закона исключенного третьего при наличии “неопределенности” в познании
- Закон достаточного основания
- § 3. Использование формально-логических законов в процессе обучения
- Задачи к теме “Законы (принципы) правильного мышления”
- Глава V умозаключение
- § 1. Общее понятие об умозаключении
- Понятие логического следования
- § 2. Дедуктивные умозаключения
- Понятие правила вывода
- § 3. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования
- S есть р
- § 4. Простой категорический силлогизм1
- Фигуры и модусы категорического силлогизма
- Особые правила фигур
- Модусы категорического силлогизма.
- Правила категорического силлогизма
- /. Правила терминов
- //. Правила посылок
- § 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)
- § 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы: (полисиллогизмы, сориты, эпихейрема)
- Все с суть d. Сорит (с общими посылками)
- Выводы, основанные на логических связях между суждениями (выводы логики высказываний)
- § 7. Условные умозаключения
- I. Утверждающий модус (modus ponens).
- II. Отрицающий модус (modus tollens).
- Первый вероятностный модус
- Структура его: Cхема:
- Второй вероятностный модус
- § 8. Разделительные умозаключения
- § 9. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения
- Дилемма1
- Cхема Формула:
- Трилемма
- § 10. Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения
- 1. В умозаключении пропущено заключение
- 2. В умозаключении пропущена одна из посылок
- 1. Простая контрапозиция.
- 2. Сложная контрапозиция.
- § 11. Непрямые (косвенные) выводы
- 1. Рассуждение по правилу введения импликации
- 2. Правило сведения “к абсурду”
- 3. Правило непрямого вывода - рассуждение “от противного” (противоречащего)
- § 12. Индуктивные умозаключения и их виды Логическая природа индукции
- Математическая индукция
- Виды неполной индукции
- 2. Индукция через анализ и отбор фактов
- Понятие вероятности
- 3. Научная индукция
- § 13. Индуктивные методы установления причинных связей Понятие причины и следствия
- Методы установления причинной связи
- Метод сходства
- Если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. Метод остатков
- Если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления.
- § 14. Дедукция и индукция в учебном процессе
- Задачи к теме “Умозаключение”
- 3. Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
- Все летучие мыши - представители отряда рукокрылых.
- Глава VI логические основы теории аргументации
- § 1. Понятие доказательства
- Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация
- Виды аргументов
- § 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства
- § 3. Понятие опровержения
- 1. Опровержение тезиса (прямое и косвенное)
- II. Критика аргументов
- III. Выявление несостоятельности демонстрации
- § 4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях
- Правила по отношению к тезису
- Ошибки относительно доказываемого тезиса
- Правила по отношению к аргументам
- Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)
- Ошибки в форме доказательства
- 3. Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии);
- § 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах
- Понятие о логических парадоксах
- Парадоксы теории множеств
- § 6. Искусство ведения дискуссии
- Задачи к теме
- 1Ушинский к. Д. Соб. Соч. М.-л., 1948. Т. 1. С. 397.
- 1Цит. По: Русская литература. Л., 1980. С. 55.
- 2Huкoлa Себастьен де Шамфор. Из максим и мыслей, афоризмов и анекдотов // Пер. С франц. Орел. 1991. С. 45,47-49.
- 3Смаллиан р. Как же называется эта книга? // Пер. С англ. М., 1981. С. 74,123.
- Глава VII аналогия и гипотеза. Их роль в учебном процессе
- § 1. Умозаключение по аналогии и его виды
- Строгая аналогия
- Нестрогая аналогия
- Ложная аналогия
- § 2. Гипотеза и ее виды
- Виды гипотез
- § 3. Построение гипотез
- Способы подтверждения гипотез бывают такие:
- Примеры гипотез, применяющихся на уроках в школе
- Глава VIII роль логики в процессе обучения
- § 1. Логическая структура вопроса
- Виды вопросов
- Предпосылки вопросов
- Правила постановки простых и сложных вопросов
- Логическая структура и виды ответов
- § 2. К. Д. Ушинский и в. А. Сухомлинский о формировании логического мышления в процессе обучения в начальной школе
- § 3. Развитие логического мышления младших школьников
- Обобщение:
- Ограничение:
- § 4. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения в средних и старших классах Развитие логического мышления учащихся на уроках литературы (из опыта о. Ю. Богдановой)
- Развитие логического мышления на уроках математики
- Глава IX методика преподавания логики в педагогических высших и средних учебных заведениях и школах
- § 1. Формирование логической культуры как условие гуманитаризации педагогического образования
- Формы активизации мыслительной деятельности , студентов в учебном процессе
- Семинары и самостоятельные работы студентов
- РРис.23
- Все лисицы - позвоночные.
- 2.Все птицы имеют оперение.
- Контрольные работы
- Вопросы экзаменационных билетов
- Кроссворд по теме “Понятие”
- Ответы на кроссворд
- Формы внеаудиторной работы со студентами
- § 2. Специфика методики преподавания логики в средних педагогических учебных заведениях: педучилищах, педколледжах, подклассах (из опыта работы)
- Кроссворд, составленный ученицей 11 класса Татьяной и.'
- Ответы на кроссворд
- По горизонтали:
- Ответы на кроссворд
- Тест айзенка (стр. 342-358)
- § 3. Методика повышения логической культуры учащихся начальной и средней школы (из опыта работы)
- II. Требования к оформлению работы
- 1. В письменном отчете о проведенной педпрактике по логике необходимо описать проведенные занятия с учащимися и сделать приложение по следующей схеме (см. Табл., с. 361).
- 1См.: Гетманова а.Д. Учебник по логике. Серия “Российский лицей”. М.,1994. С. 54-57.
- Задания по логике для студентов второго курса на период педагогической практики в 1987/88 учебном году
- Глава X этапы развития логики как науки
- § 1. Краткие сведения из истории классической и неклассических логик
- Логика в Древней Индии
- Логика Древнего Китая
- Логика в Древней Греции
- Логика в средние века
- Логика эпохи Возрождения и Нового времени'
- Логика в России
- Математическая логика
- § 2. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики
- § 3. Интуиционистская логика
- § 4. Конструктивные логики
- Конструктивные исчисления высказываний в. И. Гливенко и а. Н. Колмогорова
- Конструктивная логика а. А. Маркова
- § 5. Многозначные логики
- Трехзначная система Лукасевнча
- Отрицание Лукасевича
- Трехзначная система Гейтинга
- Импликация Гейтинга
- Две бесконечнозначные системы Гетмановой:
- § 6. Законы исключенного третьего и непротиворечия в неклассических логиках (многозначных, интуиционистской, конструктивных)
- § 7. Модальные логики
- § 8. Положительные логики
- § 9. Паранепротиворечивая логика
- Заключение
- 1. Предмет и значение логики.
- 2. Понятие.
- 3. Суждение.
- 4. Умозаключение.
- 5. Логические основы теории аргументации.
- Вопрос 260-265
- Еебулид 383
- ИвинА.А.97,43”
- ЛуллийР. 385 Львов м.Р. 273, 274, 275,293, 294, 299, 329 Льюис к. И. 434,435,436,437, 443,457
- Сократ 380,381
- Свинцов в. И. Логика. М., 1987.
- II. Популярная литература
- III. Литература по педагогическим приложениям логики