logo search
Getmanova_A_D_-_Logika

Семинары и самостоятельные работы студентов

Семинары проводятся по следующим темам: “Предмет и значение логики” (2 часа), “Понятие” (4 часа), “Суждение” (4 часа), “Дедуктивные умозаключения” (6 часов). Проводятся они, в основном, в форме решения логических задач. Типы задач приведены в учебниках по логике для пединститутов и даются в данной методической главе.

В теме “Предмет и значение логики” несколько трудным для усвоения является раздел “Логика и язык”, в котором вводятся , многие новые для студентов понятия: знак, имя, предмет, значе­ние, смысл, семантическая категория; дескриптивные терми­ны: имя предмета, предикатор, функциональный знак; логичес­кие термины: конъюнкция, нестрогая дизъюнкция, строгая дизъ­юнкция, импликация, эквивалентом, отрицание, квантор общно­сти, квантор существования.

На семинаре следует подчеркнуть, что каждое имя имеет значение и смысл. Значением имени является обозначаемый им

____________________________

'Об этих формах было сообщено на научно-практических конференциях пре­подавателей логики в Москве, Киеве, Харькове и в Управлении учебных заве­дений Минпроса СССР.

292

предмет (иногда его называют денотат). Смысл (или концепт) имени - это способ, каким имя обозначает предмет, т. е. инфор­мация о предмете, которая содержится в имени. Поясняется это на примерах. Такие языковые выражения, как “русский писатель Алексей Николаевич Толстой (1883-1945)”, “автор трилогии “Хо­ждение по мукам”, “автор романа “Петр Первый”, “автор рома­на “Гиперболоид инженера Гарина”, имеют одно и то же значе­ние (они обозначают писателя А. Н. Толстого), но различный смысл. Рекомендуем студентам проиллюстрировать эти поня­тия своими примерами. Особое внимание на семинаре препода­ватель должен уделить изучению логических терминов.

Представляется также целесообразным рассмотреть на семи­нарских занятиях вопрос о соотношении языка и речи. Практика показала, что студентам трудно самим подняться на столь высо­кий уровень концентрированного обобщения имеющихся у них раз­розненных, несистематизированных сведений. Вот примерный ма­териал, который поможет в проведении такого семинара.

Рассмотрим соотношения языка и речи. Язык и речь не тождественны: если язык есть средство общения, то речь -это сама коммуникация с помощью языка.

Функции языка и речи1. Основная функция языка и речи -коммуникативная: речь служит для сообщения и сохранения информации, как средство связи поколений.

Вторая функция, общая языку и речи, - функция выра­жения мысли. “Человек может выражать свои мысли, - от­мечает М. Р. Львов, - не только вербально, но и рисунком, чертежом, формулами, моделями, музыкальными звуками, красками, жестами, однако универсальным средством оформ­ления и материализации мысли служит язык. Этот вывод относится в первую очередь к отвлеченному, речевому мышле­нию (логическому)”2. В речи мысль становится доступной не только другим людям, но и более понятной самому себе.

__________________________

'Речь. Методические указания и материалы для студентов факультета педа­гогики и методики начального обучения // Составитель М. Р. Львов. М., 1984. При написании раздела, анализирующего язык и речь, мы существенно опира­лись на указанную работу.

2Речь. Методические указания и материалы для студентов факультета педа­гогики и методики начального обучения // Составитель М. Р. Львов. М., 1984.

293

Третья функция языка и речи - познавательная. Все человеческое знание прошлых веков и настоящего заключено в знаковых единицах языка - словах, словосочетаниях, в произведениях речи, в текстах: это книги, журналы, рукописи, звукозаписи докладов, спектаклей и пр.

Следующие две функции присущи только речи. Это функции выражения эмоции (эмотивная), потому-то и говорят о воздействии автора на читателя или слушателя, и регулятивная и планирующая: человек устно, письменно или мысленно проектирует свои действия, анализирует, критикует, оценивает свои ступки и поступки других людей.

М. Р. Львов указывает на характерные отличия языка от речи.

1. Язык - это общая система, отвлеченная от конкретных ситуаций жизни. Речь же всегда конкретна.

2. Язык лишь создает возможности для целенаправленных действий людей. Речь всегда преднамеренна и направлена к. достижению какой-либо цели.

3. Язык характеризуется обобщенностью и статичностью. Речь развертывается во времени и пространстве, подвижна, динамична.

4. Языку свойственна строгая система, стабильность и обязательность его единиц. Речь индивидуальна, произвольна.

5. Язык является средоточием коллективного опыта многих поколений целого народа. Речь отражает опыт индивидуума.

6. Различны и их структуры. Язык имеет уровневую организацию (морфологический, синтаксический и другие уровни). Речь же линейна, это последовательность слов, предложений и компонентов текста, связываемых по законам логики, синтаксиса, композиции.

7. Речи (как виду деятельности индивида) в отличие от язы­ка присущи: свой темп, громкость, эмоциональная окрашенность, индивидуальная степень стройности и связанности, эстетичес­кие качества: речи свойственны также различные стили (науч­ный, официально-деловой, разговорный, публицистический, ху­дожественный).

Виды речи (речевой деятельности):

а) внутренняя (для себя) и внешняя (для других);

б) устная и письменная;

294

в) звуковая и незвуковая (как, например, у глухонемых). Внутренняя речь — это обычно сжатое, свернутое оформле­ние мысли без ее устного или письменного сообщения другим (например, воспоминание о прошедших событиях с помощью об­разов). В экстремальных ситуациях человеку, в доли секунды принимающему решение, от которого, возможно, зависит его жизнь, для полного языкового оформления мысли не хватает времени. В этом случае внутренняя речь выполняет регулятив­ную функцию. Внутренняя речь, свернутая и фрагментарная, понятная самому субъекту с полуслова, при рассказе может быть плохо оформлена и, следовательно, не понята другим человеком (или понята искаженно). Поэтому надо учиться четко выражать свои мысли во внешней речи.

Внешняя речь бывает в виде монолога или диалога (полило­га). Наиболее важным при оформлении внешней речи является передача содержания мысли.

Важную роль при речевом общении играют и невербальные средства: жесты, мимика,' умолчание, взгляды, указание на окру­жающие предметы, интонация, громкость речи и т. д.

После изучения раздела “Логика и язык” студентам целесооб­разно показать решение задач следующих трех видов.

Первый вид - укажите предметное (денотат) и смысловое (концепт) значение выражений: летчик, коллектив, автор пьесы “Вишневый сад”, озеро Балхаш.

Второй вид - определите, к каким семантическим катего­риям относятся следующие выражения: а). Море сильно шумит (это суждение, выраженное в форме повествовательного пред­ложения); 6). Сильно шумящее море (это - дескриптивный тер­мин, имя предмета); в). Температура плавления олова (это де­скриптивный термин, имя предмета); г). Когда сегодня наш са­молет прилетит в г. Сочи? (это - вопросительное предложение, не содержащее суждения).

Третий вид - выразите в символической форме следующие сложные суждения, используя введенные логические термины:

_____________________

' См.: Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жес­там // Пер. с англ. Нижний Новгород, 1992.

295

а) “Дорожки, по которым дети переходят из здания в содержатся в идеальной чистоте, а если в ненастную погоду они бывают мокрыми от дождя, то ученик несет на ногах только влагу, но не грязь и не пыль” (В. А. Сухомлинский. О воспитании. М. 1975. С. 48). Формула этого сложного суждения такая:

а ^ (b→ (с ^ ^)).

Следует разъяснить, какие простые суждения обозначены буквами (переменными для высказываний) а.,b с, d, е, почему поставлены те или иные логические знаки. Скобки ставятся с учетом смыслового объединения некоторых простых суждений и с учетом логических правил их расстановки. Конъюнкция здесь выражена различными союзами, а, но, и.

б). “Если он (работник Петр. -А. Г.) проходил мимо работающих, ... он тотчас же брался помогать - или пройдет ряда два с косой, или навьет воз, или срубит дерево, или порубит дров” (Л. Н. Толстой). Формула этого суждения:

a (b(c ύ d ύ e ύ f )).

Особо следует обратить внимание на эквиваленцию и объяснить, почему она здесь поставлена.

В качестве домашнего задания студентам рекомендуете найти в учебниках или художественной литературе по 5 слож­ных суждений, состоящих из 5-6 простых суждений и соеди­ненных различными логическими связками. Студенты приносят очень интересные работы, которые преподаватель логики должен проверить и поставить оценку. Часть интересных суждений проверяется на следующем семинаре, и коллективное обсуждение помогает показать связь содержательного анализа с формулой символической логики. Иногда для какой-то задачи (сложного суждения) студенты предлагают разные решения, и тогда приходится уточнять смысл высказывания. При проверке самостоятельных работ студентов преподаватель также дол­жен очень внимательно вдумываться в смысл приведенных студентами примеров и тщательно анализировать, почему студент выразил сложное суждение именно такой, а не иной формулой.

296

В теме “Понятие” раздел “Виды понятий” студенты в основ­ном усваивают удовлетворительно, хотя возникают определенные трудности в разграничении относительных и безотносительных, а также собирательных и несобирательных понятий. Например, не­которые студенты думают, что понятие “завод” - собирательное, так как завод якобы есть совокупность цехов, и понятие -газета “Комсомольская правда” - собирательное, так как газета якобы есть совокупность статей. Другие студенты полагают, что понятие “стихотворение” - относительное, ибо оно не может су­ществовать без автора, и понятие “недобросовестность” - отно­сительное, так как не может существовать без понятия “добро­совестность”. В каждом конкретном случае отдельным студентам разъясняется, что, к примеру, в газете печатаются не одни только статьи, но и фотографии, очерки, объявления и другие материалы, которые не являются однородными, а в собирательных понятиях группа именно однородных предметов мыслится как единое це­лое (например, “стая”, “созвездие”).

В теме “Понятие” одним из центральных является раздел “Отношения между понятиями”. В учебном пособии дана схе­ма, иллюстрирующая эти отношения. Теория усваивается до­вольно легко, но применение ее на практике вызывает значи­тельные трудности, поэтому среди студентов возникают споры, разногласия в решении той или иной задачи. В значительной сте­пени у студентов обнаруживается смещение самого явления (на­пример, понятия “пожар”) и его причины (понятия “причина по­жара”). Чтобы это смешение ликвидировать, рекомендуем решить одну за другой две задачи на отноше­ния между понятиями. В первой задаче дают­ся следующие понятия: “пожар”, “молния”, “яв­ление природы”, “сти­хийное бедствие”. За­дача имеет решение, изображенное на рисунке 23