5. Логика образовательного процесса.
Раскрытие логики учебного процесса дает возможность найти оптимальное решение вопроса о последовательности изучения учебного материала в связи с задачей сознательного его усвоения и развития мышления учащихся.
Имеются основания рассматривать логику учебного процесса в трех аспектах: а) как основную линию развертывания процесса обучения по курсу в целом; б) как логику процесса обучения, ограниченную определенной темой; в) как логику учебного процесса в масштабе единицы усвоения.
Логику учебного процесса по курсу в целом разрабатывают, прежде всего, представители соответствующей науки при участии методистов и дидактов. И это понятно: логика в этом масштабе определяется идеями современной науки. Логика учебного процесса в масштабе учебной темы требует уже тесного взаимного действия методистов и дидактов. Логика учебного процесса в масштабе единицы усвоения, которые, в конце концов, и создают ткань учебного процесса, является задачей, решение которой требует совместных усилий методистов, дидактов, психологов и, конечно, учителей.
Звено - отдельная составная часть учебного процесса, характеризующееся особым видом познавательной деятельности учащихся в соответствии с его специфическими функциями. Высокие и плодотворные результаты обучения, т. е. полноценные знания, умения и навыки, высокий уровень общего развития учащихся и их идейная направленность достигаются в работе тех учителей, которые овладели полной структурой учебного процесса и оперируют целесообразными вариантами сочетания его звеньев.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья, представленные во взаимодействии учителя и учащихся (обучаемых):
Деятельность учителя
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения 2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) 3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений 4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов 5. Управление процессом перехода от теории к практике 6. Организация эвристической и исследовательской деятельности 7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся | 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения 2. Восприятие новых знаний, умений 3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация 4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений |
- Сущность и структура целостного педагогического процесса (цпп) План:
- Педагогический процесс
- Движущие силы цпп
- Психолого-педагогические основы цпп
- Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
- Правила реализации принципов педагогического процесса
- Тема: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. План лекции
- 1. Дидактика, ее объект, предмет, задачи.
- 2. Основные категории дидактики.
- 3. Образовательный процесс, его сущность.
- 5. Логика образовательного процесса.
- 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения).
- Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса План:
- Основные концепции обучения в дидактике
- Соотношение познания и учения
- Учебная деятельность
- Продукт учебной деятельности
- Виды учебной деятельности План
- Проблемное обучение
- Уровни проблемного обучения
- Поисковые умения
- Программированное обучение
- Принципы программированного обучения (в. П. Беспалько)
- Виды обучающих программ
- Линейная программа
- Преимущества программированного обучения
- Недостатки программированного обучения
- 1 Этап формирование мотивационной основы действий
- Дидактическая система л. В. Занкова
- Основные принципы
- Основные методические подходы
- Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности д.Б. Эльконина - в. В. Давыдова
- Основные принципы
- Ход обучения
- Основные методические подходы
- Технология в. С. Библера, с. Ю. Курганова «Диалог культур»
- Концептуальные идеи
- Технология диалога
- Основные методические подходы
- Технология гуманной педагогики ш. А. Амонашвили
- Основные установки
- Основные методические подходы
- Современные образовательные технологии план:
- Технология полного усвоения знаний
- Категории обучаемых
- Технология коллективного взаимообучения
- Преимущества ксо
- Варианты работы в парах
- Технология модульного обучения
- Технология проектной деятельности
- Классификация учебных проектов (по Коллингсу)
- Основные требования к учебному проекту
- Носители содержания образования план
- Образовательный стандарт
- Учебный план
- Учебная программа
- Учебная литература
- Учебник
- Структура учебника
- Функции школьного учебника
- Методы обучения
- Технология беседы
- Виды бесед
- Упражнение
- Условия эффективности упражнений
- Дидактическая последовательность предъявления учащимся упражнений
- Значение упражнений
- Самостоятельная работа
- Цели самостоятельной работы
- Преимущества самостоятельной работы
- Виды самостоятельной работы
- Мотивы самостоятельной работы
- Этапы самостоятельной работы
- Методы стимулирования и мотивации учения
- Методы контроля и самоконтроля в обучении
- Технология активного обучения
- Технические средства педагогического процесса План
- Дидактические особенности
- Классификации технических средств
- Требования к техническим средствам
- Компьютер в учебно-воспитательном процессе
- Виды обучающих компьютерных программ:
- Преимущества использования компьютера в обучении
- Аспекты анализа обучающих компьютерных программ
- Недостатки использования компьютера в обучении
- Компьютерные технологии
- Виды дистанционного обучения
- Формы организации целостного педагогического процесса Классификация форм организации целостного педагогического процесса
- Формы организации обучения
- Требования к уроку
- Структурные элементы урока
- Трудности при проведении уроков и пути их преодоления
- Пути совершенствования урока
- Учебные экскурсии
- Отличие от урока
- Подготовка экскурсии
- Классификация
- Коллективные творческие дела (ктд)
- Условия организации ктд
- Стадии ктд
- Педагогическая технология
- Технология педагогического воздействия
- Условия актуализации педтехнологии
- Педагогическая техника
- Компоненты педагогической техники
- Речь педагога
- Условия эффективности речи учителя
- Компоненты речевых способностей
- Управление вниманием слушателей
- Педагогическое общение
- Структура общения
- Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения
- Умения педагогического общения
- Барьеры восприятия в общении
- Конфликты в педагогической деятельности
- Развитие конфликта
- Педагог как субъект педагогического процесса план
- Классификация типов учителей
- Критерии успешности учителя
- Этапы развития педагогического профессионализма (по к. Ю. Бабанскому)
- Виды индивидуальных стилей педагогический деятельности учителя
- Учитель, предпочитаемый детьми
- Педагогическое мастерство
- Основы педагогического мастерства
- 2. Готовность к творческой деятельности:
- 4. Педагогические способности:
- Функции коллектива
- Этапы развития детского коллектива
- Критерии динамики формирования коллектива
- Личность и коллектив Условия, определяющие положение личности в коллективе
- Управлениеобразовательными системами как отрасль научного знания
- Структура управленческого решения
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- Принципы управления образовательными системами
- Управленческий труд в образовательном учреждении
- Специфические особенности управленческого труда
- Требования к управленческой информации
- Специфика управленческого труда в образовательном учреждении
- Методы управления образовательными системами
- Образовательное учреждение как объект управления и руководства
- Принципы руководства
- Руководитель в системе управления
- Эталонный образ руководителя
- Педагогическая инноватика план
- Факторы распространения педагогических нововведений
- Этапы освоения новшества
- Типы учителей по отношению к нововведениям (по э. М. Роджерсу)
- Школа функционирования. Школа развития
- Факторы эффективного функционирования
- Факторы эффективности развития школы
- Организационная культура школы
- Признаки высокой организационной культуры
- Функции организационной культуры
- Ориентация организационной культуры школы
- Психологический климат школы
- Показатели психологического климата
- Причины конфликтов в трудовых коллективах
- Способы предотвращения конфликтов
- Научная организация педагогического труда (нопт)