logo
мрр семинары

Изучение звуковой стороны речи

Методические указания

Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использо­вать широко известную стандартную методику2.

Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяется набор предметных и сюжет­ных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных пози­циях.

Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются кар­тинки, в названии которых встречаются оба дифференцированных звука и с, ж и з, б и п. д и т, г и к, л и р), и картинки, название которых о сличаются одним звуком (мишка—миска, лак—рак).

При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену, но и четкость, ясность произношения звуков, их дифференциацию, особенности темпа речи и речевого дыхания.

Результаты обследования заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, отсутствие их дифференциации; нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.

Результаты обследования звуковой стороны речи детей можно записывать по такой форме:

Таблица 16

п/п

Ф.И.

ребенка

Возраст

Звуко

призношение

Особенности типа речи, речевого дыхания

Дифференциация звуков

Оценка речи

(в баллах)

с

ш

з

ж

ц

ч

с

щ

п

б

п

д

к

г

л

р

Архипов

Дима

6 лет

2 мес.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Иванов

Саша

6 лет

2 мес.

ш, ж, щ

нечетко

1

Моисеева

Наташа

6 лет

3 мес.

р заменяет

на л

+

-

-

+

+

+

+

+

-

2

Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся при­мерные оценки звуковой стороны речи детей. Высший балл — 3 — соответству­ет высокому уровню развития звуковой стороны речи; 2 — среднему; 1 — низ­кому.

Таблица 17